Кто на маленького? Моногорода ищут инвесторов
Малые города на постсоветском пространстве — давняя боль урбанистов. Социально-экономические преобразования в стране в большинстве случаев происходили без учета особенностей этих поселений, что не только не способствовало их развитию, но и погрузило в депрессивное состояние. Впрочем, есть и удачные примеры, когда, осознав свою уникальность, провинция стала самодостаточным регионом, оплотом процветания всех прилегающих территорий.
Каковы шансы периферии в борьбе с мегаполисом за современного жителя? И что необходимо, чтобы эти шансы вообще появились? Как можно создать рабочие места в условиях постиндустриальной реальности? Эти вопросы стали темой экспертной дискуссии, прошедшей при поддержке RD Group в деловом квартале «Романов двор».
Пример ревитализации армянского города Дилижана поистине уникален. В 2006 г. родилась идея создать проект мирового уровня, который стал бы ядром развития города с 15-тысячным населением. Этим проектом стала открывшаяся в сентябре 2014 года международная школа UWC Dilijan College, в которой сейчас учатся 188 студентов из 64 стран мира. Сооснователь UWC Dilijan College, предприниматель, филантроп, сооснователь благотворительного семейного фонда RVVZ Рубен Варданян рассказал о том, как этот замысел был воплощен в жизнь: «Мы задумали не просто отдельный проект инвестирования в школу или город, а якорную программу, которая должна изменить не только одну точку на карте Армении, но и реальность во всей стране». Создатели с самого начала ставили перед собой амбициозные цели: строительство велось с применением передовых технологий, которые впоследствии позволили зданию школы получить несколько престижных международных премий. Для разработки проекта был приглашен британский архитектор Тим Флинн, который также присутствовал на конференции и отметил, что для него было важным сохранить наследие и использовать имевшиеся местные материалы, привлечь местных архитекторов и вписать здания в местный ландшафт. Проект школы UWC Dilijan College стал еще и первопроходцем для Армении в области зеленого строительства. Усилиями девелоперского холдинга RD Group комплекс получил экологический сертификат BREEAM.
В результате объект стал ключевым для всего города. «Если общий годовой бюджет Дилижана составляет 1,4 млн долл., то мы вложили в него уже сто годовых бюджетов», — заметил Р. Варданян. Фонд развития Дилижана совместно с правительством Армении разработал закон о стимулировании развития Дилижана: инвесторы, вкладывающие более 5 млн долл, получают преференции. Этот закон уже принят, так что преобразования в городе продолжатся: он должен превратиться в образовательный, культурный и оздоровительный центр Армении. Это привлечет сюда не только туристов, но и новых жителей. Председатель совета директоров, президент холдинга RD Group Гагик Адибекян добавил, что в ближайшем будущем в Дилижане появится новое общественное пространство — благоустроенная набережная протяженностью несколько километров, которая свяжет центр города и школу. «В целом реализация проекта комплексного развития города создаст в регионе потенциал для самостоятельного экономического роста на ближайшие 50 лет», — резюмировал Гагик Адибекян.
Счастливая судьба и у другого малого города — жемчужины российского Золотого кольца Суздаля. Это уникальное место спасла от разорения и упадка самобытная атмосфера, которую сумели сохранить местные жители. Сегодня здесь процветают традиционные ремесла, развиваются мастерские, предприниматели, в том числе и крупные, вкладывают средства в местный бизнес. Образовался круг влиятельных людей, способных определять вектор развития города и выносить предложения на обсуждение с муниципальными властями. В частности, работает комиссия по подготовке к празднованию 1000-летия Суздаля. Вадим Дымов, председатель совета директоров компании «Дымов» и владелец сети книжных магазинов «Республика», в свое время был настолько очарован местным образом жизни, что не удержался и купил здесь дом. Отреставрировав его по всем канонам, бизнесмен перевез сюда семью и стал полноправным суздальцем, активно участвующим в жизни города. Сегодня ко всем его предприятиям добавилась мастерская керамики, где работают 40 человек и которая выполняет многочисленные заказы для клиентов из разных стран.
Не так повезло Владимиру, который в советское время утратил значительную часть своего культурного наследия. Еще хуже обстоят дела в старинных городах Юрьеве-Польском, Александрове и многих других нуждающихся во внимании инвесторов российских поселениях.
Но если малые города представляют собой, в сущности, самостоятельные центры, то как быть с огромной территорией Новой Москвы, в которой этих центров несколько, а развиваться они должны интегрированно, в одном ключе? Этот момент попытались обсудить на конференции представители власти и архитектурного сообщества. Руководитель Департамента развития новых территорий Новой Москвы Владимир Жидкин считает, что связать поселения на присоединенной части в единую структуру можно, создав здесь рабочие места. «Максимальное число жителей должны работать рядом с домом, не выезжая в мегаполис», — подчеркнул чиновник. Сегодня основные места приложения труда формируют преимущественно девелоперы, реализующие в Новой Москве проекты комплексной жилой застройки, в составе инфраструктуры которой предусмотрены торгово-развлекательные центры и редкие офисные помещения. Есть еще надежда на размещение здесь кампусов университетов. Например, МИСИС уже заявил о строительстве нового корпуса в Коммунарке. Еще пять вузов, по словам В. Жидкина, могут открыть свои филиалы.
В этой схеме Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка», профессор высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, видит ряд недостатков. Если первая зона Новой Москвы, примыкающая к МКАД, развивается рутинно, под влиянием мегаполиса застраивается массовым высотным жильем, то во второй и третьей зонах 60% территории покрыто лесами, а 20% — поля. Здесь невозможно создать крупный город, только малые центры поселений. «А у нас на сегодняшний день есть только один способ освоения обширных территорий — индустриальный, который как раз и убил малые города. Кстати, кластер тоже относится к этому типу индустриальной модели», — указал Г. Ревзин.
Урбанист Евгений Иванов развил эту мысль, отметив, что создать самостоятельные центры в Новой Москве будет очень сложно, потому что «Москва способна перетянуть на себя любое ядро». На присоединенных территориях нет (или очень мало) точек с высоким культурным потенциалом, в то время как они совершенно необходимы, иначе «все покроется пятнами массовой застройки и торговых центров». Поэтому первостепенную ценность имеет не проект, а среда.
Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов тоже выступает за инвестиции в среду, хотя вложения эти точно не окупятся в короткий срок. При этом существует опасность превращения места проживания в ограниченную резервацию. Скорректировать ситуацию и обеспечить развитие города можно с помощью налаженной мобильности разнонаправленных миграционных потоков. Другими словами, необходимо привлечь в город людей, не являющихся его жителями.
Итак, что же посоветовать малым городам и периферии в борьбе за человека? Прежде всего им надо осознать свою ценность, найти уникальность, атмосферу, которая как раз и может стать своего рода товаром на внешнем рынке. Григорий Ревзин отнес этот товар к категории роскоши, для ценителей которой особенно важна подлинность продукта. «Типичная ошибка — утрата уникальности в пользу цивилизации, когда местные жители, выйдя на внешний рынок, видят для себя шанс лучшей жизни, скажем, в строительстве добротного типового жилья. Этим они сразу лишают место атмосферы, убивают тот самый лайф-стайл, который и можно продать», — подчеркнул урбанист.
Не последнюю роль для поселения играет местное сообщество неравнодушных жителей. Как сообщил В. Дымов, в Суздале существует так называемый клуб любителей города, где один человек может сделать больше, чем тысяча малоактивных жителей. Личность наряду с местной властью во многих случаях ключевой драйвер для развития периферии, ведь обычно малому городу не хватает именно инвестора.