Вы здесь

Города в пригороде. А. С. Пузанов о развитии Казанской агломерации

Дата публикации: 29.05.2024

Пригород Казани продолжает прирастать жильем, темпы его ввода опережают развитие инфраструктуры. Гармонизировать этот процесс должен мастер-план Казанской агломерации. Девелоперы ратуют за комплексный подход к застройке

В прошлом году в Казанской агломерации построили 2,3 млн кв. м жилья, сообщили РБК Татарстан в пресс-службе министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ. План на этот год: порядка 2,7 млн кв. м.

Институт пространственного планирования РТ разработал мастер-план Казанской агломерации, рассчитанный до 2050 года. Документ уже согласовали в министерствах, ведомствах и муниципалитетах Татарстана и теперь должны представить раису республики Рустаму Минниханову.

Как заявил РБК Татарстан генеральный директор Фонда "Институт экономики города" (Москва) Александр Пузанов, мастер-план Казанской агломерации даст возможность обеспечить сбалансированное развитие жилищной сферы и социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур в долгосрочной перспективе. Он обратил внимание, что недвижимость в экономике данной агломерации играет особую роль, а значит, крайне важно сформировать эффективную политику в сфере застройки.

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков заявил РБК Татарстан, что одна из целей разработки мастер-плана Казанской агломерации – повышение демографического показателя и увеличение количества жителей районов. "Безусловно, это повлияет и на жилую застройку не только в самой Казани, но и в ее пригороде, поскольку улучшение качества жизни в городе-миллионнике влечет за собой миграцию населения в этот город, а также в его пригород. Следовательно, и объем жилой застройки будет увеличиваться", — сказал он.

Простор для работы

В процессе агломерационного развития пригородные территории подвергаются наиболее сильной трансформации. Фактически они переформатируются и создаются заново, обратил внимание Пузанов.

"Соответственно, девелоперы имеют возможность реализовать на таких территориях свои идеи в условиях минимальных ограничений. Но и их ошибки на таких территориях (особенно, с учетом сложившегося уровня влияния девелоперов на решения органов публичной власти) будут стоить намного дороже. Эти риски возрастают в условиях слабого и нескоординированного градостроительного регулирования, характерного для большинства российских агломераций", — объяснил генеральный директор фонда "Институт экономики города".

Казанская агломерация, с точки зрения градостроительного регулирования, по результатам исследования Института экономики города, не выделяется ни в лучшую, ни в худшую сторону. В связи с этим эксперт заявил, что при ее освоении требуется максимальная осторожность, тщательность обоснований и тесное сотрудничество застройщиков с органами публичной власти. В этом контексте мастер-план развития Казанской агломерации может стать эффективным инструментом организации такого взаимодействия и частично компенсировать недостаточность градостроительного регулирования.

Застройщик всегда в определенной форме, в том или ином объеме должен участвовать в формировании инфраструктуры для жилых комплексов в пригороде, - утверждает он. По его мнению, распределение издержек между девелопером, коммунальной компанией и бюджетной системой должно быть известно и понятно с самого начала.

"В условиях недостаточного федерального регулирования указанных отношений в регионах (например, в Перми, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Саратовской области) сформировалась определенная практика регулирования участия застройщиков в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов - от запретов на "строительство жилья без инфраструктуры" до установления добровольного платежа застройщика "на инфраструктуру" (в Перми)", — рассказал Пузанов.

По его словам, оптимальная модель формирования инфраструктуры жилых комплексов вокруг Казани и других центров агломераций должна строиться на основе предсказуемости планов жилищного строительства. Они должны быть скоординированы с программами комплексного развития социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур и с проектами, которые реализуются в рамках межмуниципального сотрудничества. В идеале, по словам эксперта, речь должна идти об опережающем развитии соответствующей инфраструктуры.

Глушков заявил, что пригород в агломерации развивается быстрее, чем иные районы, накапливает кадровый и производственный потенциал. Мастер-план же позволяет сделать этот процесс размеренным, без демографических и иных скачков.

"В пригородах также существует проблема разрозненной жилой застройки, когда превалирует малоэтажная частная застройка. При этом такая застройка не регламентируется планами пригородов, а с помощью мастер-плана создаются новые градостроительные документы, позволяющие регулировать данный вопрос и создать целостный облик пригорода, комфортный для жизни граждан", — сказал Глушков.

 

Статья целиком на сайте РБК от 27 мая

Фото РБК/ "Унистрой"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть