Естественно, что дороже всего услуги ЖКХ обходятся жителям регионов с более суровым климатом
Эксперт Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города":
"Там, где гораздо более длительный отопительный сезон и где иная стоимость самих ресурсов. Например, в той же Якутии все обслуживание в этой сфере осуществляет, по сути, государственное предприятие – региональная организация, который обслуживает не только коммунальное хозяйство, но и жилье я якутских городах. Там большие расстояния, значительные накладные расходы – так что неудивительно, что счета за ЖКУ у граждан получаются большими.
Что же касается Московской области, там, мне кажется, дело в другом. Существенный вклад стоимость жилищно-коммунальных услуг в этом регионе вносят услуги управляющих организаций. Я жила в ближнем Подмосковье и была поражена, насколько высокой была плата за управление, содержание и текущий ремонт жилья от управляющей организации.
У меня сложилось впечатление, что сильную поддержку управляющим организациям оказывают органы местного самоуправления Московской области. Власти городов устанавливают высокие муниципальные тарифы, и частным компаниям можно уже не договариваться с собственниками, а говорить, что выдерживают муниципальный тариф. И так управляющие организации вносят весьма значительный вклад в сумму в платежках. Мне кажется, что у них самая высокая прибыльность как раз от Московской области – благодаря лоббированию их интересов органами местного самоуправления.
Однако в стоимость любой услуги, помимо стоимости ресурсов, вносят вклад зарплаты сотрудников и всякие накладные расходы наподобие аренды помещений. Так вот, в Москве и Московской области общий уровень оплаты труда более высокий, чем в других регионах. Поэтому и услуги получаются дороже.
Словом, сказать однозначно, какой фактор больше всего тут влияет на результат, достаточно трудно. Но в том, что касается коммунальных услуг, на платежку влияет не только сам тариф, а еще и другие параметры. Например – норматив потребления коммунальной услуги, если люди не платят по прибору учета. Повышение норматива определяет и более высокий размер платы за коммунальную услугу.
Хотя там все-таки меньше возможностей влиять на размер общего платежа. А вот путем изменения платы за управление, содержание и текущий ремонт можно добиться немалых результатов. Это, можно сказать, во многом политический тариф, зависящий от муниципального образования. Если каким-то образом в установление этого тарифа вовлечены депутаты, они в попытке защитить избирателей будут поддерживать низкий тариф. Соответственно, размер платы будет меньше. И пусть даже меньше она будет только в конкретном городе – на среднюю региональную величину это тоже повлияет.
А там, где есть лоббирование со стороны муниципалитетов и региональных властей, а также управляющих организаций и частного бизнеса (а интересы их очень сильно на деле перекликаются), действует высокий тариф. И людям, по сути, некуда от этого деваться."