Ценный ресурс: зачем планируется ввести специальные счета для коммунальных платежей
Минстрой РФ обсуждает возможность ввести специальные счета для оплаты коммунальных услуг. На них будут стекаться деньги за электричество, воду и отопление. Управляющие компании смогут оплачивать из этих средств исключительно услуги поставщиков ресурсов — потратить финансы на другие, посторонние цели не получится. Объясняем, как это нововведение повысит прозрачность в сфере ЖКХ и придаст жильцам уверенность в том, что их платежи тратятся по назначению.
Находчивые управдомы
Наиболее популярная форма управления домами сегодня — это передача полномочий управляющим компаниям (УК). По данным ГИС ЖКХ, в России более 950 тыс. многоквартирных домов, из которых 627 тыс. — в ведении УК. Самих управляющих компаний при этом в стране — 13,1 тыс. До недавних пор эта цифра превышала 16 тыс., но после того, как закончился срок лицензий, выданных на пять лет, продлить их смогли не все. В том числе из-за халатного отношения к своей работе.
Изначально, на заре создания Жилищного кодекса, предполагалось, что управляющая организация будет единым окном. Она заключает договоры на поставку коммунальных ресурсов в дом, она же собирает за это деньги с жильцов и рассчитывается со своими контрагентами. Но дело осложнили неплательщики. А поскольку поставку воды, тепла и электричества УК должна оплатить в полном объеме, приходится изыскивать средства любой ценой либо тянуть время.
"Подчас управляющая организация, получив с жильцов оплату, не спешит рассчитаться с поставщиками ресурсов, — поясняет директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. — Встречаются вопиющие случаи, когда управляющие говорят "ресурсникам": наши дома нуждаются в ремонте, мы сейчас потратим деньги на это, а вы два-три месяца подождите. И те ждут, ведь отключить многоэтажку от воды и света невозможно".
Единственный рычаг воздействия на нерадивых коммунальщиков — судебное взыскание долгов, а это зачастую приводит к тому, что УК объявляет себя банкротом. И взятки гладки.
Со всей прямотой
Чтобы поддержать поставщиков ресурсов, им с 2018 года было разрешено заключать прямые договоры с жильцами. "Ресурсники" сами выставляют счета, а оплатить их можно через личные кабинеты на сайтах, например, "Водоканала" или "Тепловых сетей". Сейчас по такой схеме к УК поступают лишь деньги на общедомовые нужды, например, уборку подъездов или полив газонов.
Перейти на прямую оплату "коммуналки" дом может по решению общего собрания собственников. Есть и другой вариант: если УК задолжала поставщикам ресурсов, то они могут сами, в уведомительном порядке сообщить жильцам о переходе на прямые договоры и начать выставлять платежки.
"Добросовестным управляющим организациям это выгодно, потому что они перестают отвечать за сбор коммунальных платежей и за их недосбор тоже, — отмечает Ирина Генцлер. — Но часть УК на эту схему не перешла и по-прежнему имеет возможность затягивать расчеты с коммунальными предприятиями".
Поэтому и предлагается сделать для УК два типа счетов. Один — куда должны приходить деньги на содержание дома, а второй — для средств, внесенных людьми за "коммуналку". С такого счета можно будет расплачиваться только с поставщиками ресурсов и более ни с кем.
В принципе, подобная практика в России уже есть и механизм отработан — речь о спецсчетах на капремонт. Благодаря им жильцы могут самостоятельно отслеживать свои платежи и их назначение.
В Минстрое РФ подтверждают, что обсуждение новой инициативы уже началось. Подробности пока в проработке: следует учесть мнения всех игроков рынка, чтобы предложить населению оптимальный вариант.
Поштучно или оптом?
Вместе с тем система прямых договоров сохранится. На их фоне УК выгодно отличается легкостью оплаты "коммуналки". Одно окно — одна платежка, соответственно, один платеж. А по прямым договорам платежка на каждую из услуг оплачивается отдельно, и в каждую приходится вносить показания приборов учета, вместо того чтобы указать их единожды.
Для "ресурсника" тоже есть некая разница: или у него один контрагент — управляющая организация, через которую идет весь денежный поток, или же он должен вести свою абонентскую службу, отслеживать каждого потребителя индивидуально, сам работать с неплательщиками. Такая система более затратная. Но поставщики воды, тепла и света согласны на все, лишь бы деньги перестали "зависать".
"Нам не принципиально, как и где именно будут аккумулироваться платежи за коммунальные услуги, главное, чтобы в итоге они вовремя до нас дошли", — говорят в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
По мнению экспертов, сведения о состоянии спецсчетов можно было бы отображать в ГИС ЖКХ. Это позволит в режиме реального времени отслеживать, как и на что расходуется каждая копейка.
Буферная зона
Сегодня в Москве и других крупных городах универсальную платежку формируют Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) на базе МФЦ. В этой бумаге отражаются все данные — наименование услуги, объем потребления, тариф, льготы, сведения о перерасчете.
"Если говорить о цивилизованном решении, то варианты ЕИРЦ мне кажутся вполне адекватными: они считают, и они же распределяют финансы между ресурсоснабжающими организациями и УК", — полагает генеральный директор ПАО "Городские инновационные технологии" Валерий Ковалев. В этом случае роль спецсчетов не будет главенствующей.
Но нередки ситуации, когда даже при наличии в городе МФЦ управляющая организация не вступает с ним в отношения и предпочитает выставлять платежки сама. Опять же, если в поправках к Жилищному кодексу будет прописана обязанность таких управленцев открыть спецсчет, им придется это сделать.
"Спецсчет призван в первую очередь решить проблему злоупотреблений со стороны УК, — убеждена Ирина Генцлер. — Для людей, скорее всего, ничего особо не изменится, но у них будет уверенность в том, что деньги пойдут по назначению. А у "ресурсников" появится подстраховка".