Эксперты направления "Рынок недвижимости" Фонда "Институт экономики города" подготовили заключение на законопроект № 465407-6 о внесении изменений в Земельный кодекс РФ в части перехода от деления замель на категории к территориальному зонированию, а также на проект поправок Правительства РФ к указанному проекту федерального закона.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в первом чтении 9 декабря 2014 года.
Как отмечается в заключении ИЭГ, законопроектом предлагается переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. При этом некоторые из предлагаемых законопроектом способов такого перехода основываются на концептуально ошибочных положениях, противоречиях формально-юридического и содержательного характера.
Во-первых, законопроект создает дополнительные препятствия для органов местного самоуправления по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Во-вторых, законопроектом закрепляется концепция, предполагающая формально-юридическое существование ПЗЗ, но при этом допускающая их фактическое отсутствие. В-третьих, законопроектом предусматриваются нормы, согласно которым в некоторых случаях разрешенное использование земельных участков может «определяться», «предусматриваться» не ПЗЗ, а документацией по планировке территории. В-четвертых, законопроект создает противоречия, в части установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности, в отношении санитарно-защитных зон.
Кроме того, применительно к одной и той же области регулирования законопроект вводит два правовых инструмента, один из которых является избыточным и таковым следует считать классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Эксперты ИЭГ отмечают, что ошибочно закреплять исчерпывающий перечень территориальных зон, поскольку это приведет к блокированию развития института территориального зонирования, основанного на дифференцированном подходе к регулированию развития городов. Также дается объяснение, почему применительно к территориям, для которых органами местного самоуправления устанавливаются градостроительные регламенты, представляется неверным введение «зон запаса».
"В силу наличия концептуальных ошибок и противоречий, которые в совокупности неизбежно создадут препятствия на пути распространения и применения института территориального зонирования в России, рассмотренный законопроект нуждается в существенной переработке", - указывается в заключении Фонда "Институт экономики города".