Развитие городов во всем мире всегда сопряжено с увеличением объемов жилой и нежилой застройки, что приводит к увеличению потребности в развитии общественной инфраструктуры (социальной, коммунальной, транспортной), обслуживающей такую застройку и обеспечивающей предоставление необходимых услуг горожанам
Полный текст исследования доступен по ссылке
Опыт показывает, что стандартных налоговых доходов (налоги на доходы граждан, на прибыль корпораций и иные) городам часто недостаточно, чтобы профинансировать развитие инфраструктуры, особенно в условиях роста темпов жилищного и иного строительства. Поэтому, как правило, законодательно устанавливаются так называемые специальные «сборы за воздействие» новой застройки на город, уплачиваемые застройщиками при строительстве. В различных странах используются разные термины, в том числе «impact fee» (плата за воздействие), «linkage fee» (взаимосвязанный платеж), «infrastructure fee» (инфраструктурный сбор), «community infrastructure levy» (сбор за общественную инфраструктуру) и другие.
В настоящей аналитической записке представлен краткий обзор международного опыта установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов в Австралии, Бразилии, Великобритании, Индии, Канаде, Сингапуре и США.
Краткие выводы
1. Инфраструктурой сбор, как правило, взимается при строительстве как жилых, так и нежилых зданий. В основном инфраструктурным сбором облагается новая застройка, но есть примеры и обложения таким сбором проектов редевелопмента уже застроенных территорий (например, в Канаде).
2. Доходы от инфраструктурного сбора, как правило, направляются на финансирование новой социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения новой застройки (например, США, Канада, Австралия, Индия), а также на финансирование социальных программ по предоставлению доступного жилья, иных программ (например, в США, Бразилии).
3. Ставки инфраструктурного сбора устанавливаются дифференцированно в зависимости от типа строящегося здания (жилое или нежилое, а также по видам таких зданий (например, торговое, офисное, др.). Для жилых объектов ставки могут быть как ниже (например, в Индии), так и выше, чем для других типов зданий, на дифференциацию ставок также оказывает влияние район города, в котором осуществляется строительство (например, в Сингапуре, Великобритании, Австралии). От уплаты инфраструктурного сбора могут быть освобождены социальные объекты, благотворительные организации, некоммерческое доступное жилье, жилье, построенное гражданами самостоятельно (Лондон), для некоторых объектов устанавливаются пониженные ставки (например, при строительстве арендного жилья (Канада).
4. Средства, собираемые за счет инфраструктурного сбора, могут поступать как в городской бюджет (например, в Австралии, Бразилии), так и в бюджеты государственных корпораций (например, в Лондоне) или обособленные от бюджета специальные городские фонды (например, в США).
5. Размер инфраструктурного сбора варьируется от 0,6 до 3,1% от средней стоимости строительства 1 кв. м жилья в Австралии (Ярра), Великобритании (Лондон) и США (Сан-Франциско), тогда как в Канаде (Торонто) он составляет 16,1%, а в Индии (Ноида) – 25,6%.
6. Размер инфраструктурного сбора может зависеть от множества факторов, определяющих потребность в наращивании инфраструктуры, с одной стороны, и возможности ее финансирования за счет стандартных источников бюджетных доходов, с другой, в том числе от размера города, интенсивности градостроительных процессов, модели градостроительного развития (расползание или компактное развитие), уровня затрат в строительстве и цен на недвижимость, уровня общего налогообложения в экономике. Однако, как показывает данный краткий обзор, целесообразность установления данного сбора подтверждается, даже если его размер составляет менее 1% от стоимости строительства.