Проблема отставания развития социальной инфраструктуры от возрастающих объемов жилищного строительства достаточно остро стоит на повестке дня российских городов. В условиях ограниченных бюджетных возможностей на практике создание объектов социальной инфраструктуры часто вменяется в обязанность застройщиков, реализующих проекты жилищного строительства, что зачастую происходит на неформальной основе
Полный текст исследования доступен по ссылке
Затраты на социальную инфраструктуру распределяются между застройщиками неравномерно, отсутствует возможность оценки объема таких затрат при формировании бизнес-плана проекта и, как следствие, становится невозможной эффективная организация финансирования таких затрат.
В России в условиях недостаточного федерального регулирования в некоторых городах и регионах формируется первая регуляторная и правоприменительная практика (например, в Перми, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Саратовской области).
В настоящей работе приведены примеры нормативного правового регулирования, а также судебной практики в отдельных городах и субъектах Российской Федерации в сфере регулирования участия застройщиков в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов. В основном региональная практика развивается по пути установления запретов на "строительство жилья без инфраструктуры", но также есть интересный пример установления добровольного платежа на инфраструктуру в Перми.
На основе анализа международного опыта ("Международный опыт установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов") по установлению инфраструктурных сборов и представленного в подготовленном материале обзора российской практики установления обязательств застройщиков по участию в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов подготовлены предложения по проведению в 2024 – 2027 гг. эксперимента по введению инфраструктурного сбора на основе условий, которые должны быть определены в федеральном законе, а также приведено финансово-экономическое обоснование, которое позволяет примерно оценить потенциальный объем поступлений от инфраструктурного сбора и объем социальной инфраструктуры, который может быть построен.