Смелый прогноз: что ждет россиян при росте тарифов на ЖКУ
Институт экономики города оценил доступность платы за жилищно-коммунальные услуги для населения. Расчеты показали, что при возможном экономически обоснованном росте тарифов на 20% и установлении единого стандарта максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи на уровне 15% расходы бюджета на субсидии и льготы увеличатся на 45%, а коммунальный сектор получит 977 млрд дополнительных доходов. Эти средства необходимы для модернизации устаревшей системы ЖКХ. В случае такого роста тарифов число получателей адресных субсидий может вырасти до 11 млн семей. Подробности — в материале "Известий".
Что ждет россиян при росте тарифов на ЖКУ
Число получателей адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг при переходе на экономически обоснованные тарифы может вырасти до 11 млн семей. Об этом "Известиям" рассказали в "Институте экономики города" (ИЭГ).
В последние годы число семей, получавших субсидию для оплаты ЖКУ, постоянно сокращалось. В 2019 году оно составляло 5,3% от всех домохозяйств (3,7 млн), в 2020 году — 5,7%. По расчетам ИЭГ, это лишь 35,7% от общего числа семей, имеющих право на получение компенсации.
— Увеличение числа получателей субсидий в два-три раза вполне возможно при значительном повышении тарифов на все коммунальные услуги, — говорит директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. — 12–15% семей-получателей субсидий — это нормальный показатель для эффективно работающей программы субсидий при уровне тарифов, доступных для домохозяйств со средними доходами.
По словам экспертов, тарифы на ЖКУ в России могут начать устанавливать с учетом выполнения планов по ремонту и модернизации коммунальной инфраструктуры. На сколько в таком случае они могут вырасти?
Ирина Генцлер предполагает, что тарифы могут по-разному повышаться в разных регионах и неравномерно для разных видов коммунальных услуг. Такие решения могут быть приняты на региональном уровне по результатам анализа инвестиционных потребностей и их первоочередности.
ИЭГ в своих модельных расчетах (есть в распоряжении "Известий") принял, что тарифы на все коммунальные услуги единовременно повышаются на 20%, но это сделано только с целью оценки возможных последствий для коммунального сектора и бюджета. Хотя на практике, полагают в ИЭГ, возможное повышение тарифов будет обосновываться инвестиционными программами, планами модернизации коммунальной инфраструктуры, рассчитанными на определенный период, возможностями привлечения заемных денег и другими факторами.
Как тарифы связаны с привлечением инвестиций
Руководитель Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова считает представленные расчеты корректными. Она уверена, что они показывают, как будет складываться ситуация, если привлечение инвестиций пойдет через тарифы. И в таком случае они неизбежно должны вырасти.
— Сегодня льготы получают порядка 25% населения, а тарифы касаются 100% граждан, — говорит Булгакова. — Когда возрастают тарифы, мы начинаем малоимущим адресно помогать. Но те инвестиции, которые приходят в отрасль, значительно больше, чем тратится денег из бюджета на эти субсидии. Однако это только расчеты: решение, что Федерация пойдет по этому пути, никто не принимал, это инструмент. Когда рассматриваются конкретные инвестиционные проекты по модернизации объектов ЖКХ, там, где очень заниженные тарифы, Федеральная служба по тарифам и Минстрой России смогут опираться на расчеты, которые сделал Институт экономики города, и принимать решения, поднимать или не поднимать тарифы, а если поднимать, то насколько. Это конкретное решение в каждом случае привлечения инвестиций.
Кому будут положены субсидии
Поддержка гражданам может предоставляться в различных формах. В Российской Федерации она осуществляется в форме выделения денежных субсидий семьям, в которых доля расходов на коммунальные платежи превышает 22% от дохода домохозяйства — это федеральный стандарт. Вместе с тем в ряде регионов по решению местных властей эта доля установлена на уровне ниже 22%.
— Данные за позапрошлый год показывают, что в регионах с наиболее обеспеченным населением (Москва, Санкт-Петербург) гражданам оказывается большая поддержка в их расходах на ЖКУ, чем в регионах, где у населения в среднем доходы ниже, — говорит Ирина Генцлер. — Многие эксперты считают, что это несправедливо, ведь жилищно-коммунальные услуги — это не то, от чего граждане могут отказаться. Государство должно в равной мере поддерживать нуждающихся граждан в этих жизненно необходимых расходах, вне зависимости от того, в каком регионе проживает семья. Отсюда и предложение — установить для всех регионов единый стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи. Чаще всего звучит цифра 15%. Именно она была использована в расчетах ИЭГ для оценки того, на сколько увеличатся бюджетные расходы при таком стандарте в случае роста тарифов.