Фонд "Институт экономики города" провел 20 октября 2021 г. в формате ВКС дискуссионный клуб на тему "Обеспечение адресной социальной поддержки населения при возможном увеличении тарифов на коммунальные услуги"
В обсуждении приняли участие 57 человек, в том числе представители Государственной Думы Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", отраслевые эксперты.
По сообщениям СМИ, вице-премьер М. Ш. Хуснуллин поручил федеральным ведомствам проработать вопрос об усилении мер адресной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в случае, если тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться исходя из потребности решения весьма актуальной задачи проведения необходимого ремонта и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Эксперты Института экономики города провели исследование с целью оценки, насколько увеличится число домохозяйств, имеющих право на субсидию на оплату ЖКУ, и насколько возрастут бюджетные расходы на предоставление таких мер поддержки гражданам с низкими доходами в случае повышения тарифов на коммунальные услуги, например, на 20%. Результаты исследования представила участникам дискуссионного клуба И. В. Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города.
И. В. Генцлер отметила, что проведенные расчеты были чисто теоретическими, а никак не предложением поднять тарифы на 20%. Расчеты были выполнены для двух сценариев: 1 – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном семейном доходе останется на существующем уровне (с вариацией по регионам от 10 до 22%); 2 – размер стандарта во всех регионах будет установлен не выше 15%.
Проведенные расчеты (при принятых в финансовой модели условных допущениях) показали, что в случае увеличения тарифов на все коммунальные услуги на 20% совокупный платеж за ЖКУ в расчете на 1 человека в целом по Российской Федерации увеличится на 213 рублей, или на 13,1%, по сравнению с размером платежа в 2019 году – 1607 руб./чел. в месяц; а доля расходов на ЖКУ в совокупном семейном доходе увеличится с 6,0% до 6,3%. При этом по регионам картина заметно различается. Число семей, которые будут обращаться за субсидией для оплаты ЖКУ, в среднем по стране может увеличиться в 1,8 раза (по сценарию 1) или в 3 раза (по сценарию 2). Потребуется также увеличить размер таких субсидий.
Оценки показывают, что рост тарифов на 20%, с одной стороны, приведет к увеличению доходов коммунального сектора примерно на 638 млрд руб. год. Эти значительные средства могут быть направлены на ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, для обеспечения необходимой адресной поддержки граждан с низкими доходами и предоставления льгот по оплате ЖКУ установленным категориям граждан потребуется увеличить бюджетные расходы на 150 млрд руб. по сценарию 1 и на 286 млрд руб. в год по сценарию 2.
Вывод проведенного исследования показывает, что в среднем по стране при гипотетическом росте тарифов на коммунальные услуги на 20% на 1 дополнительный рубль увеличения бюджетных расходов на предоставление населению субсидий и льгот по оплате ЖКУ (без учета дополнительных расходов бюджетов на финансирование бюджетных организаций в части покрытия их дополнительных затрат на оплату услуг ЖКХ) доходы предприятий коммунального сектора могут быть увеличены на 4,3 рубля в случае сохранения параметров региональных программ субсидий на оплату ЖКУ (сценарий 1) и на 2,3 рубля в случае усиления адресной поддержки населения с низкими доходами (сценарий 2).
Участники дискуссионного клуба отметили высокую актуальность проблемы и уровень проработки темы. Был высказан ряд предложений по расширению перечня задач исследования. Например, было предложено оценить дополнительные расходы бюджетов на финансирование бюджетных организаций в части покрытия их дополнительных затрат на оплату услуг ЖКХ, а также применить разработанную финансовую модель для определения "потенциала повышения тарифов" - насколько можно повысить тарифы, чтобы доля семей, получающих субсидию на оплату ЖКУ, в регионе не превышала 15%.
Большинство участников дискуссии выступали в поддержку перехода к экономически обоснованным тарифам при одновременном усилении мер адресной поддержки населения. Повышение тарифов даст коммунальному сектору необходимые средства для модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе для привлечения заемных средств. При этом ряд экспертов выразили сомнение в том, что дополнительные средства, получаемые за счет повышения тарифов, будут действительно использованы для модернизации инфраструктуры, а не пойдут для покрытия текущих убытков коммунальных предприятий. В связи с этим было высказано предложение, что условием повышения тарифа должно быть направление получаемых дополнительных средств именно на реализацию инвестиционной программы.
При обсуждении вопроса о возможном совершенствовании стандартов программ предоставления субсидий на оплату ЖКУ несколько экспертов высказали мнение, что кроме снижения максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном семейном доходе необходимо повысить стандарт нормативной площади жилья до уровня средней жилищной обеспеченности в регионе. При обсуждении данных, представленных в презентации Института экономики города, многие эксперты обратили внимание, что в ряде регионов низка доля семей, получающих субсидию, от числа семей, имеющих право на субсидию, исходя из размера семейного дохода. В связи с этим было также указано на необходимость облегчать процедуру обращения граждан за субсидиями, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Как общая проблема программы субсидий на оплату ЖКУ было отмечено, что на федеральном уровне в настоящее время отсутствует центр мониторинга региональных программ: ни одно из федеральных ведомств не отвечает сегодня за координацию программ субсидий в регионах и предоставление им методической поддержки.