Вы здесь

Избыточная энергоемкость. Дискуссионный клуб ИЭГ "Оценка энергоемкости городской экономики: опыт России и других стран"

Дата публикации: 13.12.2024

Недавно эксперты Фонда "Институт экономики города" представили результаты исследования энергоемкости городов России и зарубежных стран

Важность изучения этой тематики особенно актуальна в связи с тем, что показатели энергоемкости необходимо учитывать в ходе планирования экономического и пространственного развития российских городов. Да и в целом повышение уровня энергосбережения и энергоэффективности все более значимо. Напомним, что в России президентским указом от 2008 года ставилась цель снижения энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по сравнению с 2007-м, но в реальности показатель уменьшился лишь на 9%. На федеральном уровне предпринимались попытки установления целей по снижению энергоемкости выпуска продукции в отдельных отраслях. Так, в паспорте федерального проекта "Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений и в сфере ЖКХ" предусматривалось снижение энергоемкости в 2019–2030 годах в ЖКХ на 29,2%, а в строительстве — на 48%. Но пока что никаких официальных данных о промежуточном достижении указанных целей не публиковалось.

Города пока в тени

Причины указанных проблем разнообразны. По словам вице-президента ИЭГ Татьяны Полиди, в России оценка энергоемкости проводится в отношении экономики страны в целом и в отношении экономики субъектов. При этом мировая статистика говорит, что в городах потребляется 78% энергии. И, например, известно, что за период с 1998 года по 2005-й Лондон стал примерно на 60% более эффективным по показателю энергоемкости на единицу выпуска продукции и на 25% более эффективным по показателю энергопотребления на душу населения. В 2005–2017 годах городская экономика в Пекине стала более энергоэффективной на 73,5%, в Сеуле — на 42,7%, в Нью-Йорке — на 37,5% и так далее. Но в нашей стране показателям, характеризующим уровень и динамику энергоемкости экономик муниципальных образований и городских агломераций, внимания практически не уделяется. Также не разрабатываются показатели энергоемкости производства в отдельных отраслях экономики. И хотя Минэнерго России утверждена методика построения топливно-энергетических балансов регионов и муниципальных образований, регулярные расчеты таких балансов и их публикация не осуществляются.

Между тем, в соответствии с комплексной госпрограммой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" установлена цель по снижению энергоемкости ВВП страны к 2035 году на 35% по сравнению с уровнем 2019-го. Соответственно, чтобы не допускать отставания от ранее установленных показателей, необходимо на государственном уровне совершенствовать как методологию учета энергетических аспектов экономических процессов (в том числе в городах), так и инструментарий по управлению ими.

Статистические лакуны

Пока же официальная статистика не оценивает энергоемкость валового городского продукта (ВГП), а примеры таких оценок ранее публиковались лишь в научных и экспертных статьях. Например, ГБУ СО "Институт энергосбережения" еще в 2008 году был составлен рейтинг энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области. Последний такой рейтинг был подготовлен в 2021 году, причем его авторы отмечали, что в силу отсутствия официального показателя ВГП в разрезе муниципальных образований рассчитать именно энергоемкость ВГП не представлялось возможным. К тому же они в качестве знаменателя в использованной формуле поставили показатель оборота (выпуска) крупных и средних организаций, что тоже не вполне корректно.

Таким образом, надежных методик расчета энергоемкости населенных пунктов в России, по сути, нет. Исследователи ИЭГ постарались компенсировать этот недочет и не только разработали собственную методику, которую усовершенствовали в 2023 году, но и провели оценку уровней энергоемкости крупнейших российских городов на основе данных регулярного мониторинга их ВГП. Также был проведен пробный расчет потребления энергии в многоквартирных домах (МКД) и зданиях муниципальных бюджетных учреждений (МБУ) для 15 крупнейших городских агломераций (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) за 2012 и 2021 годы, который был сопоставлен с данными о суммарном энергопотреблении в этих субъектах.

Так, например, в Новосибирской агломерации МКД и МБУ суммарно израсходовали 1 539,3 тыс. тонн условного топлива в 2012 году, а в 2021-м их потребление снизилось до 1 381,2 тыс. тонн условного топлива. При этом в 2012 и 2021 годах доля МКД и МБУ в общем энергопотреблении этого субъекта оставалась практически неизменной, составив 13,2% и 13,1% соответственно. Причем такая доля была максимальной среди всех агломераций. Напротив, минимальная доля МКД и МБУ в общем энергопотреблении наблюдалась в Краснодарской агломерации — 1,9% в 2012 году и 2,6% в 2021-м.

Методология не помешает

В целом же исследование ИЭГ свидетельствует, что собираемая и публикуемая Росстатом и другими министерствами, ведомствами и госструктурами информация по энергопотреблению является неполной, поэтому на ее основе затруднительно оценивать текущие и планировать перспективные уровни энергопотребления и энергоэффективности в российских городах и муниципальных образованиях, а также составлять энергобалансы по отраслям и секторам экономики.

В связи с этим в ИЭГ предлагают, во-первых, установить законодательные требования к обязательной разработке фактических и прогнозных топливно-энергетических балансов субъектов (ТЭБ) и определить место таких балансов в системе документов стратегического планирования применительно к экономике в целом и к отдельным ее отраслям. Во-вторых, надо разработать официальную статистическую методологию оценки взаимоувязанных показателей энергоемкости ВВП, валового регионального продукта (ВРП) и ВГП, а также показателей энергоемкости по основным видам экономической деятельности и важнейшим секторам экономики. Естественно, проведение мониторинга таких показателей нужно закрепить за уполномоченным органом власти. Следует также разработать план мероприятий по цифровизации процессов сбора и обработки информации, необходимой для расчета всех показателей ТЭБ в отношении страны в целом, субъектов и муниципальных образований, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Исследование показало, что в 8 из 15 изученных агломераций России на протяжении 10 последних лет снижение энергопотребления в многоквартирных домах и бюджетных учреждениях составило в среднем только 0,9 процентных пункта, что явно недостаточно и резко диссонирует с развитием энергетики ведущих городов мира. В 7 остальных агломерациях эти темпы были тоже недостаточны. Поэтому без внедрения указанных выше предложений достичь заявленных на государственном уровне целей по повышению энергоэффективности будет сложно.

 

"Строительная газета" от 11 декабря

Фото "Строительная газета"/ Shutterstock/ FOTODOM 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть