Работа на удаленке, социальное дистанцирование, сокращение физического контакта заставляют урбанистов искать новые идеи для развития российских городов
Пандемия заставила задуматься о новых подходах к планированию и организации городских пространств, позволяющих быстро адаптироваться к рискам новых эпидемий, а также удовлетворять актуальные запросы граждан в меняющихся условиях.
Все в одном районе
Одна из концепций, широко обсуждаемых сегодня профессиональным сообществом, — "15-минутный город". Это значит, что городской район должен быть спланирован так, чтобы из квартиры человек мог пешком добраться до большинства доступных в городских условиях услуг, товаров, развлечений, потратив на дорогу не больше четверти часа, поясняет директор по программам государственного управления Московской школы управления "Сколково" Ирина Миронова: "В пандемию люди больше времени начали проводить в квартире и остро почувствовали, какой инфраструктуры им не хватает рядом с домом".
Концепция "15-минутный город", как объясняют эксперты, отличается от "города в городе" главным образом масштабами, когда развитая инфраструктура создается в рамках целого микрорайона и изначально учитывается при градостроительном планировании.
Многие градостроители считают концепцию "15-минутный город" перспективной. В частности, Стандарт комплексного развития территорий, который в 2016–2019 годах разработал Минстрой России при участии КБ "Стрелка" и "Дом.РФ", включает в себя практически все соответствующие принципы и предлагает разные планировочные решения для малоэтажной, среднеэтажной и центральной моделей застройки. Так, доля площадей в районе, отведенная под объекты торговли, досуга и услуг должна быть не менее 20%. Также в стандарте заложен гибкий функционал для первых этажей зданий для поддержки малого и среднего предпринимательства, плотная сетка улиц и небольшой размер кварталов.
Исполнительный директор Фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди, в свою очередь, не очень высоко оценивает шансы "15-минутных городов" на широкое применение: "Эта конструкция больше теоретическая. Ни один современный мегаполис не сможет предоставить все, что вам нужно, в таком радиусе пешей доступности. На мой взгляд, речь должна идти только об основных товарах и услугах, причем в пяти минутах ходьбы. Но нельзя говорить, что и культура, и досуг, и рабочие места тоже должны быть в пятнадцати минутах".
Автономность и свобода
Пандемия во многом обусловила изменение подходов и при планировании и организации внутренних пространств зданий, говорят собеседники РБК+. Так, в жилых комплексах существенной проблемой в период самоизоляции стало отсутствие достаточного количества площадей — как непосредственно в квартирах, так и в общественных зонах. При многоэтажной застройке больший акцент делается на количество квартир и их компактность, в жилых комплексах обычно не хватает мест, где можно спокойно поработать, отмечает Татьяна Полиди: "Если в 2010 году площадь средней квартиры, вводимой в эксплуатацию, была почти 70 кв. м, то сейчас она упала практически до 50 "квадратов", что говорит об ухудшении жилищного стандарта".
Однако сейчас, как отмечает коммерческий директор компании "ПроГород" (входит в ВЭБ.РФ) Игорь Соломатин, строительные компании стали чаще предусматривать в готовых планировках квартир рабочие зоны, а в жилых комплексах в целом — наличие коворкингов, фитнес-клубов, конференц-залов, общественных территорий на крышах. "Чтобы жильцы могли получить большинство сервисов, не покидая границ жилого комплекса", — объясняет эксперт.
Хорошо, но невыгодно
Пандемия повлияла на рост интереса граждан к малоэтажному строительству. По статистике аналитического центра ЦИАН, объемы индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в России в первом полугодии 2021-го на 41% превысили аналогичный показатель прошлого года, было введено 20,2 млн кв. м домов в рамках ИЖС — более половины (55,5%) всего нового жилья в стране.
Несмотря на интерес горожан к малоэтажке, развивать ее в России трудно, считают опрошенные РБК+ эксперты. Первая и основная причина — коммерческая. "Инвесторы и застройщики ориентированы на получение прибыли. При наличии площадки им выгоднее построить на ней многоквартирный дом. Чем выше, тем больше они заработают", — поясняет управляющий партнер компании "Метриум" Мария Литинецкая.
Второй аргумент не в пользу малоэтажной застройки — неразвитая в большинстве российских городов транспортная инфраструктура. Чтобы внедрять в мегаполисах формат пригородного проживания, необходим высокоскоростной транспорт, соединяющий периферию с центром города, говорит Татьяна Полиди. По ее словам, проект Московских центральных диаметров, по которым комфортабельные электрички связывают подмосковные города на разных полюсах агломерации, это подходящая для такой концепции идея. "Но это совсем не та скорость — она должна быть как минимум 150–160 км/ч. Это позволит тем, кто живет в пригороде, добираться до центра меньше чем за час", — констатирует эксперт.
По мнению Татьяны Полиди, способ продвижения в городах малоэтажного строительства все-таки есть — для этого необходимо введение четкого градостроительного регламента: "Я считаю, что малоэтажка будет развиваться, если мы запретим многоэтажные дома в пустых анклавах". Например, в Новой Москве, по словам эксперта, есть потенциал для развития малоэтажной застройки, но это невозможно до тех пор, пока не будет, например, установлен запрет на возведение зданий выше трех этажей.