В 2023 году Минстрой выпустил разъяснения, как вернуть деньги, если в многоквартирном доме отключили отопление на слишком долгий срок или же батареи едва теплые
В правилах предоставления коммунальных услуг прописаны минимальные нормы температуры в квартирах:
- в комнатах в середине дома, в кухне и туалете — +18 °С;
- в угловых комнатах — +20 °С.
Для холодных регионов, где зимой, как правило, температура ниже −31 °С, порог чуть выше:
- в комнатах в середине дома, в кухне и туалете — +20 °С;
- в угловых комнатах — +22 °С.
Не считается нарушением небольшое понижение температуры по ночам. С полуночи до пяти утра допустимо, что температура может падать, но не более чем на три градуса от нормы. А вот днем исключений нет. Чрезмерное повышение температуры — это тоже нарушение, перетоп. Им считается увеличение температуры в квартире более чем на четыре градуса от норматива. Оба нарушения — это отопление ненадлежащего качества. И за оба можно требовать перерасчет.
Началом нарушения температурного режима считается дата и время, когда жилец подал жалобу. Жаловаться проще всего в аварийную службу — напрямую в тепловую компанию, а если аварийная служба организована при управляющей домом организации, то туда. Заявку должны принять, зарегистрировать и назначить дату замера. Обычно его проводят на следующий день. Сотрудник, который придет, должен составить акт обследования температуры в квартире и один экземпляр оставить хозяевам. Это важный документ — на его основе и делают перерасчет.
Если выявлено нарушение, дальше все должно происходить автоматически, а квитанция за следующий месяц должна прийти с перерасчетом. Если этого не случилось, можно пожаловаться в Государственную жилищную инспекцию, ГЖИ. Проще всего подать жалобу через сайт ГИС ЖКХ. Инспекция может запросить акт обследования квартиры, а если нужно, то и произвести свой замер. Обычно такие споры инспекция решает быстро. У нее есть полномочие выдавать обслуживающим организациям предписания об устранении нарушений и накладывать штрафы.
Когда есть смысл в перерасчете?
Перерасчет за некачественное отопление — сложная процедура. Не всегда в этом есть необходимость, так как размер перерасчета будет зависеть от продолжительности перерывов в отоплении или степени снижения температуры в жилых помещениях. Причем считается не общее время, когда заметили проблему, а только время сверх допустимых нормативов. То есть не получится потребовать перерасчет, если тепла не было два-три часа: в течение месяца его могут отключать в общей сложности на сутки.
Суммы перерасчета будут существенными, если тепло отключали надолго, а температура снизилась значительно.
В домах, где есть автоматизированный общедомовой прибор учета тепловой энергии, процесс перерасчета выглядит проще: такое оборудование фиксирует показания счетчика и параметры теплоносителя автоматически. Если дополнить эти данные результатами замеров в квартирах, сразу же появится достоверная доказательная база для разговора с теплоснабжающей компанией.
Внедрение интеллектуальных систем учета тепловой энергии в многоквартирных домах сделает эти процедуры еще более прозрачными. У таких систем есть возможность удаленного доступа ко всем данным, хранения истории параметров теплоносителя и информационного обмена между организациями, которые отвечают за перерасчеты.