Как сделать так, чтобы дома быстрее получали воду, тепло, свет и газ
От службы "одного окна" для застройщиков до конструктора готовых решений
Подключение домов к инженерным сетям – водоснабжению, теплоснабжению, электрическим сетям и проч. – порой занимает больше времени, чем само строительство дома. Есть несколько вариантов, как можно исправить ситуацию: от распространения опыта Москвы по переводу услуг по подключению ко всем инженерным сетям в электронный вид до создания конструктора готовых предпроектных решений. "Ведомости&" изучили некоторые предложения.
Пилотный проект
Москва – законодательница цифровой моды, большинство инноваций рождается именно здесь, а затем распространяется по территории страны. Пилотный проект по переводу услуг подключения ко всем инженерным сетям в электронный вид ждет та же судьба, говорят опрошенные "Ведомости&" эксперты.
В столице с 2018 г. проходит пилотный проект по переводу в электронный вид услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к инженерным сетям. Также в пилотном проекте участвуют Московская область и Санкт-Петербург. "Уже с декабря 2018 г. московским застройщикам на портале mos.ru стали доступны услуги шести организаций (АО "ОЭК", ПАО "Россети Московский регион", ПАО "МОЭК", АО "Мосгаз", АО "Мособлгаз", "Мосводоканал"). А с сентября 2020 г. к ним присоединилось ГУП "Мосводосток". В общей сложности застройщики могут удаленно получить 26 услуг ресурсоснабжающих организаций", – рассказывает руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
В 2021 г. Минстроем России будет обобщен опыт Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга по переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид и подготовлены предложения по распространению результатов пилотного проекта на все регионы страны.
Шаги других регионов
Впрочем, регионы понемногу начинают переводить услуги по подключению к сетям в цифровой формат. В первую очередь это касается электроэнергии. Например, Ленинградская область с 2015 г. внедряет интерактивные онлайн-сервисы, в том числе личный кабинет клиента (как застройщика, так и физлиц).
Куда двигаться дальше
Перевод услуг в электронный вид облегчает административные процедуры, уменьшает сроки и стоимость работ, унифицирует требования к необходимым сведениям и документам, объясняет эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук.
Масштабирование опыта Москвы и Петербурга облегчит регионам задачу, считает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова: регламенты предоставления в электронном виде услуг по подключению и программно-технические решения уже отработаны. Это значит, что затраты на такие проекты будут минимизированы, поскольку ничего не придется изобретать заново.
По мнению исполнительного директора Фонда "Институт экономики города" Татьяны Полиди, необходимо урегулировать статус процедур по подключению. Сейчас есть коллизия: такие процедуры прямо связаны с разрешительными градостроительными процедурами, однако выведены из-под регулирования в сфере государственных и муниципальных услуг. Это не позволяет внедрять единые электронные механизмы взаимодействия застройщика, органов власти и местного самоуправления, сетевых организаций.
Цифровизация
Электронное взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями и властью способно дать информацию для быстрой и правильной трассировки (прокладки. – "Ведомости&") создаваемого ресурсоснабжающей организацией участка сети к строящемуся объекту, при этом важно знать расположение других подземных коммуникаций, рассказывает "Ведомости&" профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев.
Следующий шаг – использование цифровизации и межведомственного обмена информацией – предполагает, что застройщик может получить информацию о возможной точке подключения к инженерным сетям, о возможной трассировке и оценить расходы, связанные с подключением, уже на стадии принятия инвестиционного решения по тому или иному земельному участку, продолжает Сиваев. Для этого возможные точки подключения и свободные мощности на них должны быть представлены на едином информационном ресурсе.
Конструктор готовых решений
"Дочка" "Газпрома" – "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ) и ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" (МОЭК) разработали информационную систему, которая позволит значительно сократить сроки подготовки проектов и выдачи договоров подключения к сетям. Эти решения особенно актуальны при строительстве новостроек по программе реновации, говорится в материалах МОЭК.
Система позволяет застройщику получить для конкретного проекта готовые предпроектные решения с автоматическим созданием условий подключения сетей, гидравлических расчетов, смет и расчетом общей стоимости реализации. Алгоритм работает на основе технологии информационного моделирования (ТИМ). Понятие ТИМа в России законодательно закрепили в 2019 г. Тогда в Градостроительном кодексе федеральным законом № 151-ФЗ было установлено понятие информационного моделирования и введен классификатор строительной информации.