Депутаты Заксобрания утвердили бюджет Петербурга на 2026 год (он также включает финансовые планы города на 2027-й и 2028-й)
В среду, 26 ноября, парламентарии проголосовали за документ в третьем, окончательном чтении. В итоге бюджет сверстан с рекордным дефицитом — расходы казны превысят доходы почти на 190 млрд. Одним из приоритетов на 2026 год называют транспортную инфраструктуру (в частности, финансирование метро планируется увеличить на 20 млрд). Насколько критичен получившийся дефицит? Каким отраслям будет выделено больше финансирования, а каким меньше? Изменится ли как-то в связи с этим жизнь горожан? Об этом по просьбе Собака.ru рассуждают эксперты в области городской экономики.
Александр Ходачек, вице-президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:
Бюджет утвержден. Сумма достаточно впечатляющая: доходы составляют 1 триллион 362 миллиарда рублей, расходы — 1 триллион 651 миллиард, дефицит — 188 миллиардов рублей. Дефицит в какой-то степени носит технический характер, поскольку год еще не закончен. Не бывает стопроцентного исполнения бюджета, и всегда есть переходящие остатки. За 45 дней до окончания первого квартала произойдет корректировка уже принятого бюджета на 2026 год с учетом итогов исполнения бюджета за 2025-й. Думаю, что дефицит существенно уменьшится.
Можно ожидать дополнительных средств федерального бюджета с учетом заключенных соглашений по региональной составляющей национальных проектов. Например, заложено порядка 66,5 миллиардов на строительство высокоскоростной магистрали, из них 27 миллиардов — это федеральный бюджет.
Мария Конягина, Профессор кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург:
В абсолютном выражении — да, дефицит [города на 2026 год] большой, почти 189 млрд руб. Однако в относительном к доходам бюджета, что важнее для анализа, — чуть меньше 13%. Наибольший дефицит был в 2023 году — 14,38% к доходам. Так что город не нарушил правила Бюджетного кодекса РФ о том, что дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% от доходов. Впрочем, петербуржцы вообще не избалованы профицитным бюджетом, который с начала пандемии таковым был лишь дважды — в 2021 и 2022 годах.
Причина роста расходов 2026 года, темп которых менее чем на 1% превысит рост доходов бюджета, связана с потребностями города: транспорт, социальные расходы, ЖКХ. При этом в текущем 2025 году доходы и расходы выросли равными темпами, а в 2024-м темпы роста доходов были активнее, чем у расходов, но без дефицита не обошлось.
Александр Пузанов, генеральный директор Фонда "Институт экономики города":
Первое впечатление от закона о бюджете Санкт-Петербурга заключается в том, что обществу дают не так много информации. Это очень сильно отличается от того, как только что проходил [через Мосгордуму] бюджет Москвы. Там на сайте открытого бюджета все данные можно смотреть едва ли не в режиме реального времени.
Если говорить о росте дефицита, то это общая тенденция для региональных бюджетов — особой неожиданности тут нет. Более того, дефицит на 2026 год планировался в действующем бюджете (на 2025, 2026 и 2027 годы, — прим. ред.). Правда, тогда речь шла о том что расходы превысят доходы на 163 млрд, а сейчас — на 189 млрд. В целом это не такая уж и принципиальная разница.
При этом — да, мы понимаем, что напряжение в экономике возрастает, хотя никаких взрывов и не происходит. Другое дело, что дефицит все же не такой маленький — для сравнения: в Москве он насчитывает порядка 7%. Хотя со столицей, конечно, тягаться трудно, но разница показательная.
Также обращает на себя внимание тот момент, что верхняя планка госдолга резко возрастает. Понятно, что это следствие роста дефицита, и все же этот момент стоит отслеживать в дальнейшем.
Конечно, в той части документа, которая касается 2027 и 2028 годов, запланировано резкое сокращение дефицита. К 2028-му он должен сократиться в два с половиной раза. Но представляется, что пока это не до конца ответственные цифры, которые еще могут поменяться. В целом все планы на трехлетку кажутся сверх оптимистичными.
Обращает на себя внимание некоторый рост инвестиционных расходов. В этом можно увидеть поддержку (и даже замещение иных источников) экономического роста за счет бюджетных вливаний. Так что с некоторыми оговорками можно говорить об инвестиционном характере бюджета.
Однако принципиальных маневров я в документе не увидел. Да, возрастают расходы, да, растут и доходы. Да, несколько вырос дефицит. Однако структура бюджета принципиально не поменялась (хотя, возможно, эти изменения присутствуют на несколько уровней ниже — даже не в государственных программах, а в подпрограммах). Так что каких-то существенных изменений в жизни города не проглядывается.

