Вы здесь

Механизм бюджетных кредитов стал мощным импульсом развития региональной инфраструктуры. Комментарий Н. Б. Косаревой

Дата публикации: 29.06.2023

Одним из ключевых условий высокого качества жизни граждан в городах является наличие и доступность инфраструктуры, однако на сегодня далеко не все регионы могут похвастаться современными школами, детскими садами и поликлиниками и даже надежной работой коммунальной системы

На фоне этого эффективным инструментом массового обновления и модернизации страны стало решение Правительства РФ о выделении бюджетных кредитов. Оператором этой программы выступает Фонд развития территорий, который сопровождает и проводит мониторинг проектов.

В 2021 году Правительством России была утверждена инициатива социально-экономического развития России "Инфраструктурное меню". Одним из ее инструментов являются инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), которые за прошедшие несколько лет уже успели доказать свою эффективность в создании комфортной городской среды с современной инфраструктурой, а также развитии регионов. Фонд развития территорий (ФРТ) предоставляет займы на срок до 25 лет под 3%, с погашением основной суммы долга начиная с пятого года.

Необходимость дополнительных финансовых вливаний в развитие транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, в особенности в условиях постоянного дефицита инвестиций, отмечают и независимые эксперты. В частности, президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева обратила внимание на нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах.

"Не всегда возможно обязать застройщиков создать инфраструктуру, поскольку цена на жилье может не покрывать необходимых затрат, у коммунальных организаций также ограничены возможности. В силу таких ограничений совершенно логично, что задача инфраструктурного обеспечения вышла на федеральный уровень и сегодня решается в том числе в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", — пояснила Н. Косарева.

Согласно Федеральному проекту, за счет средств ИБК планируется строительство коммунальной инфраструктуры, дорог, детских садов, школ и поликлиник. Кроме того, с участием этих кредитов предусмотрено обновление общественного транспорта, создание туристической инфраструктуры и инфраструктуры особых экономических зон и технопарков, а также приобретение оборудования для медицинских учреждений. Среди прочих, наиболее масштабных проектов, которые реализуются с помощью ИБК, можно выделить строительство метро и создание системы метротрамваев в Красноярске, Нижнем Новгороде и Челябинске, сооружение канализационных очистных объектов в Краснодарском крае, а также строительство дорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу и финального участка Ростовского транспортного кольца в Ростове-на-Дону.

Помимо этого, благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам как универсальному инструменту, реализуются и проекты комплексной застройки. Так, за прошлый год схема ИБК позволила построить и ввести в эксплуатацию около 7 млн кв. м жилья.

Нельзя не отметить и тот факт, что инфраструктурные кредиты, как и любые другие инвестиции в развитие территорий, являются мощным рычагом дальнейшего экономического роста, они позволяют создать благоприятную среду для внешних частных вложений в регион и к тому же создают новые рабочие места. Например, в 2022 году, благодаря проектам ИБК, было создано почти 57,8 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, программа инфраструктурных бюджетных кредитов позволила привлечь в отрасль 802,1 млрд рублей из внебюджетных источников.

Стоит заметить, что эффективность бюджетных кредитов, действительно, подтверждается цифрами: только в прошлом году по этой программе между регионами был распределен 1 трлн рублей для реализации 944 проектов в 83 регионах России. Показательно, что спрос регионов более чем в два раза превысил предусмотренный лимит, что говорит о востребованности и необходимости программы.

Учитывая значимость и актуальность этого механизма, по решению Президента России Владимира Путина в 2023 году выделены дополнительные 190 млрд рублей в рамках программы ИБК, которые будут распределены в виде специальных казначейских кредитов (СКК). Значительная часть этой суммы пойдет на модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе на перевод котельных на биотопливо. Помимо этого, деньги будут направлены также на развитие городов Дальнего Востока и обновление автобусного парка в муниципалитетах. Кроме того, впервые бюджетными кредитами на инфраструктурные проекты смогут воспользоваться новые регионы.

Важно подчеркнуть, что предоставление таких займов — довольно сложная юридическая и аналитическая работа, в ходе которой производится оценка их соответствия установленным требованиям, предусматривается поддержка для успешной реализации проектов, обеспеченных займами, и возврат предоставленных средств. Н. Косарева выразила уверенность в том, что ФРТ обладает всеми необходимыми компетенциями и успешно координирует эту работу.

"В целом реализация инфраструктурного меню, в том числе деятельность ФРТ, позволят существенно улучшить ситуацию с инфраструктурным обеспечением во многих городах России, повысить качество городской среды и предоставления коммунальных услуг", — добавила эксперт.

 

Статья целиком на сайте "Москва Меняется" от 29 июня

Фото Школа девелопера/ Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть