14 мая на площадке Общественной палаты России состоялись общественные слушания "Город против автомобилистов. Как найти баланс интересов?"
Организаторы слушаний считают, что одной из острых проблем Москвы является нехватка парковочных мест для личного транспорта жителей города. Для решения задачи предлагается строительство компенсационных многоуровневых и подземных паркингов на территории столицы, а также поддержка городских властей при финансировании таких проектов.
Председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева отметила, что город ставит задачи уменьшить количество автомобилей и пересадить людей на общественный транспорт, однако, по ее мнению, сделать это одномоментно не получится по разным причинам. Одна из них заключается в том, что у большинства москвичей есть дачи, куда комфортнее добираться только на личном автомобиле.
"Для предотвращения существующего в московских дворах транспортного коллапса необходимо реанимировать программы по созданию дополнительных парковочных мест, которые действовали в столице в 2009–2011 годах, когда были планы по развитию парковочного пространства и многоуровневых парковок на основе государственно-частного партнерства, существовали нормативы обеспечения многоуровневыми парковками жилых зон, но ранее это касалось только исторического центра. Сегодня это актуально для всей территории города", — считает общественница.
Она рассказала о реализуемых проектах развития транспортной инфраструктуры: в частности, на юге города строится Юго-Восточная хорда, которая предполагает снос большого количества гаражей.
Светлана Разворотнева рассказала о разработанных в Общественной палате РФ предложениях: "Считаем, что должна реализовываться программа, когда вместо сносимого гаража должны на выбор предоставлять либо компенсацию, либо бесплатное место в новом паркинге, кроме того, надо предусмотреть бесплатные парковки для социально незащищенных групп населения (инвалидов, многодетных семей и т. д.). Для всех остальных граждан, я считаю, парковочные места только тогда будут востребованы в многоуровневых парковках, если их стоимость не будет превышать 150–300 тысяч рублей. Надо дать еще возможность оплачивать эту сумму в рассрочку".
По ее мнению, необходимы долгосрочные изменения в законодательство, где надо закрепить обязательные нормы развития городской среды и застроенных территорий. Сейчас существуют только рекомендательные нормы, и застройщики порой им не следуют.
Светлана Разворотнева добавила, что 28 марта 2021 от имени Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам было направлено письмо мэру столицы Сергею Собянину, в котором предлагается начать гаражную реновацию вместе с реновацией жилья в Москве.
Председатель Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Московской городской думы, руководитель депутатского объединения "Моя Москва" Елена Николаева отметила, что проблема парковок актуальна не только для Москвы, но и для любого мегаполиса.
"Развитие общественного транспорта идет опережающими темпами, создаются транспортные диаметры, которые соединяют область и город по диагонали практически по всем направлениям. Я считаю, что это большое подспорье для жителей ближайшего Подмосковья, для которых диаметры станут хорошей альтернативой личному транспорту. У нас действуют нормы проектирования, и сегодняшнее строительство ведется в рамках программ по реновации, комплексного развития территории, освоения промышленных зон. Поэтому парковочные места там проектируются исходя из нормативов Градостроительного кодекса РФ. Граждане хотят иметь плоскостные парковки, но в ближайшее время их в достаточном количестве быть не может, нужны альтернативы", — считает Елена Николаева.
Эксперт рассказала об эффективности многоуровневых и перехватывающих парковок, а также напомнила, что с 1 сентября 2021 года вступает в силу гаражная амнистия. Предполагается, что построенные ранее гаражи либо будут легализовываться, либо владельцам будет предложено компенсационное решение.
Она считает, что необходимо выработать техническое решение, которое, не изменив внешний облик города, позволит кратно увеличить количество парковочных мест. Одним из вариантов решения могут стать многоуровневые и подземные паркинги в жилых, общественных и промышленных зданиях/комплексах.
В ходе обсуждения участники также предложили усилить работу контролирующих органов в борьбе со стихийными парковками, возможно, увеличить административное наказание. А также развивать общественный контроль самими жителями, например видео- и фотофиксацию неправильно припаркованного автомобиля. Эксперты считают, что необходимо создание экономических стимулов для граждан в использовании специализированных парковок (льготы, дисконты для годового обслуживания и т. д.).
Исполнительный директор фонда "Институт экономики города", руководитель направления "Рынок недвижимости" Татьяна Полиди представила результаты исследования по эффективности управления платным парковочным пространством в Москве: "В пределах Третьего транспортного кольца лишь семь процентов улиц занято платными парковками, в пределах Садового кольца сосредоточено 17 процентов парковок, а 43 процента парковочных мест выходят за пределы Третьего транспортного кольца. Нами проанализирована ситуация и разработана наиболее эффективная тарифная сетка для автомобилистов. Ежегодно город получает около пяти миллиардов рублей дохода от платных парковок. Однако этот доход можно увеличить, так как парковочное пространство используется только на 10 процентов. Необходимо стимулировать граждан использовать платные парковки в выходные и праздничные дни для увеличения экономической доходности центра города. Организация платных парковок коррелирует со стоимостью коммерческой недвижимости в центре города и прибыльностью торговых площадей".
Запись мероприятия на официальном YouTube канале Общественной палаты Российской Федерации от 14 мая
Статья целиком на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации от 14 мая
Фото официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации