Некоторые ограничения режима повышенной готовности в Москве могут начать снимать после майских праздников. Миллионы жителей столичного макрорегиона, когда коронавирус пойдет на спад, наконец-то выйдут из своих квартир, но, по мнению специалистов, уже совершенно иными людьми с новыми требованиями. Как изменятся бизнес-центры, мегамаркеты, парки, нам рассказал генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов
- Александр Сергеевич, какие процессы на рынке недвижимости мы уже можем наблюдать и что ждет нас после окончания режима повышенной готовности?
- Процессы, происходящие в сфере недвижимости, очень инерционные. Они связаны с привычками, традициями, историей. Самое быстрое, что уже произошло – это изменение ситуации на рынке аренды жилья, так как это самый динамичный сегмент.
Часть этого рынка фактически предоставляла функцию, схожую с гостиничным бизнесом. Я имею в виду аренду жилья посуточно и краткосрочную – все это мгновенно схлопнулось вместе с гостиницами. Теперь это жилье пытаются сдать на долгий период, но сейчас нет такого спроса, ведь у нанимателей нет финансовых средств.
В пригороде немного другое дело. Дачные и коттеджные поселки наоборот сейчас в выигрыше, так как достаточное количество людей захотело "изолироваться" в частном доме. Кроме того, горожане планируют летний отдых, а дальние поездки под большим вопросом. Поэтому снять дом очень актуально. Но пока насколько это долгосрочная тенденция, сложно сказать.
- Если рассматривать отдельно взятый многоквартирный дом, наши личные жилища - поменяется ли отношение людей к пространству квартиры, друг к другу?
- Большие изменения происходят внутри наших многоквартирных домов, в наших подъездах. Уже очевидно, что люди стали более внимательно относиться к соседям, их интересует, кто вместе с ними живет. Опять же, возвращаясь к аренде жилья, теперь остальным обитателям подъезда уже не все равно, кому сдается квартира. Это внимание не только в целях некой самоорганизации, но и безопасности.
Если говорить о внутреннем содержании квартир - оказалось, что нам нужно больше жизненного пространства в нашем жилье, об этом теперь тоже будут задумываться многие.
Во-первых, если есть больной член семьи – его надо изолировать в отдельной комнате, как минимум, во-вторых, если все остаются дома, каждому нужно свое пространство для работы или учебы. И стало очень остро чувствоваться, что множество семей живут в неудовлетворительных стесненных условиях.
Растут расходы ЖКХ - мы ведь потребляем больше света, газа, воды, это может стать проблемой для семей с низкими доходами (правда, одновременно снизились расходы на транспорт). То есть нужны корректировки в программе субсидий на оплату коммунальных услуг. Нужно изменять нормативы потребления, рассчитывать их из учета, что человек может оставаться дома круглосуточно.
Мы вновь переосмыслили ценность жилья, в котором мы живем. Это не только место, куда ты приходишь спать, но и место работы, место общения. Поэтому наши требования и ожидания от жилья поменяются, возникнет запрос на большее количество комнат в квартире.
- Многим столичным жителям самоизоляция открыла глаза на неоспоримый факт "работать можно из дома". Не нужно тратить на дорогу ни денег, ни времени, а работодателю – не нужно оплачивать аренду офиса в центре. Правда, теперь не понятно, куда девать огромные площади бизнес-центров?
- Да, возможно, часть фирм останется на удаленной системе работы, а, значит, спрос на офисные помещения может снизиться, хотя ситуация очень разная в различных сегментах офисной недвижимости. Поэтому часть их необходимо будет перепрофилировать. Во что?
С учетом возрастающих требований к площади жилья – в помещения для проживания. Есть такой сегмент на рынке недвижимости, как апартаменты. Но здесь необходимо новое законодательное регулирование вопроса. Если юридические проблемы будут сняты, то из части офисных помещений получится отличное жилье эконом-класса под аренду, которого как раз и остро не хватает в Москве. Отмечу, что сегодня в столице порядка 25% квартир находятся в аренде, что мало для мегаполиса.
- А рестораны, какова их судьба?
- Судьба ресторанов пока не ясна. Думаю, бизнес быстрее нас сообразит, как лучше использовать свои площади. Но все же в летний и осенний сезон большей популярностью будут пользоваться открытые веранды. Там более благоприятная атмосфера (ведь мы все скучаем по улице), и больше возможности разнести столы друг от друга для социально ответственного дистанцирования. Поэтому что будет с кафе и ресторанами, нам станет понятно лишь к зиме.
- За это время многие, кто любил делать покупки в живую, посещал торговые центры, перешли на услуги онлайн магазинов. Что будет с торговлей?
- Покупать в интернете или идти в ТЦ, каждый решает для себя сам, не думаю, что в этом плане будут существенные изменение. Другое дело – магазины шаговой доступности, небольшие частные лавки. Сейчас к ним, по крайней мере, на какой-то период, придет настоящий экономический расцвет.
Раньше большинство людей закупалось сразу на неделю в гипермаркетах, а теперь, когда можно беспрепятственно ходить только по району, люди открыли для себя именно эти мелкие торговые точки, на которые раньше, наверное, и не обращали внимания. Это будет формировать наше пространственно-городское поведение.
То есть за время изоляции, люди совершенно по-другому посмотрели на свои районы и их инфраструктуру. Теперь, вместо того, чтобы съездить в какой-то бар в центре, человек может зайти в такой же, но в соседнем доме. Просто раньше он про него не знал.
Люди станут больше времени проводить на районе, а не в местах у своей работы или в центре города. Если же вернуться к маленьким магазинам, скорее всего, после выхода из изоляции местные жители начнут их поддерживать. Обычно продавцом в таком магазине является сам хозяин или его близкие, создается атмосфера доверия, когда покупателя знают в лицо и поэтому он возвращается.