В России проведение большинства реформ начинается с обкладыванием населения дополнительными поборами. Зачастую на этом они и завершаются
В России проблема, что делать с мусором, каким способом его утилизировать уже давно превратилась из технической и бытовой в вопрос национального выживания. Полигоны с твердыми коммунальными отходами стали такими же неотъемлемыми элементами ландшафта, как поля, горы и реки. Вот только вред от них огромный, территория страны постепенно превращается в одну огромную, необъятную по размерам свалку. Люди выходят на митинги, чтобы защитить свою среду обитания от очередной зловонной горы. Власть в ответ на этот вызов объявила о проведение мусорной реформы. Увы, чем она продвигается дальше, тем больше возникает сомнений в правильности и успешности ее реализации.
Задачи ясны, как их решать, непонятно
Одной из национальных целей, определённых указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является создание комфортной и безопасной среды для жизни. Среди целевых показателей, характеризующих ее достижение в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), намечено создание к 2030 году устойчивой системы обращения с ними, обеспечивающей их сортировку в размере 100% и снижение объёма мусора, направляемых на полигоны, в два раза.
Как это принято у нашей власти, цели поставлены амбициозные – закрыть вопрос раз и навсегда. Проблема как обычно возникает с их реализацией, уровень которой мало соответствует выдвинутым задачам.
По мнению Ирины Генцлер, директора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города", особенность проведения мусорной реформы состоит в том, что многое для ее успеха зависит от поведения населения. Но пока оно слабо задействовано в ней. Люди преимущественно воспринимают ее весьма однобоко, как повышение тарифов за вывоз ТКО. Между тем, на этом уровне главное заключается в другом – в создание системы раздельного сбора мусора. А это уже совсем иная модель поведения людей. По сути дела эта та основа, на которой и базируются все изменения в этой сфере.
Большая зачистка
Давайте конкретнее посмотрим, в чем же цели реформы? Условно их можно разделить на несколько очень тесно увязанных между собой блоков. Это обеспечение сбора, транспортирования, обработку и утилизацию или обезвреживание собранных ТКО, уменьшение объемов захоронения отходов. Для реализации этих задач предполагается охватить все население коммунальной услугой по обращению с ТКО. Счета на ее оплату должны получать все потребители во всех жилых помещениях.
Как вы уже догадались, из всех этих пунктах наиболее успешно реализуется последний – охват всего населения платой за вывоз мусора. В 2019 г. размер платежей за обращение с ТКО вырос в среднем по стране в 2 раза. Максимальный рост платы в 3,7 раза отмечен в Пскове и Саратове. Но есть и хорошие новости, правда не для всех, в 6 регионах эти суммы уменьшились. В целом же тарифное регулирование плохо отлажено, местная власть часто не знает, как рассчитывать плату за эти услуги. Отсюда такой ее разброс.
Население реагирует на рост тарифов вполне предсказуемо. В 2019 г. региональные операторы по всей стране выставили к оплате физическим и юридическим лицам счетов на общую сумму 151,3 млрд руб. Оплачено 117,6 млрд., долг по итогам года 33,7 млрд руб., из них 26 млрд приходится на жителей. К весне 2020 г. общая сумма долга перед операторами по всей стране достигла 50 млрд руб.
А потому не случайно, что, как подчеркивает специалист направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Татьяна Лыкова, население сегодня воспринимает мусорную реформу исключительно, как рост платы за вывоз ТКО.
А ведь это совсем не так, по крайней мере, в планах авторов реформы ТКО. Записанные задачи поражают своим размахом. До 2024 года должны быть ликвидированы все выявленные на 01.01.2018 г. несанкционированные свалки, в границах городов, а доля ТКО, направленных на обработку должна достигнуть 60%, а объем ТКО, направленных на утилизацию –36%. Окончательно все должно завершиться к 2030 году с появлением в стране устойчивой системы обращения с ТКО. К этому моменту сортировка отходов будет производиться в объёме 100 %, а снижение их количества, направляемых на полигоны, сократится в 2 разаДоля ТКО, направляемых на сортировку, достигнет 100%, а направляемых на утилизацию – 50%. На полигонах будет захораниваться всего 5% мусора. Таким образом, территории страны, наконец, очистится от него и все вздохнет с облегчением, как в прямом, так и в переносном смысле.
Однако, как считает Татьяна Лыкова, достижение поставленных задач к 2024 года сомнительно, для этого пока мало перемен. Требуется большой рывок в этом вопросе. Возможно, этому в какой-то мере способен помочь международный опыт.
А вот у них все получается
Еще в 2008 году в Европейском союзе вышла директива, в ней поставлена задача к 2030 году 70% ТКО должно направляться на переработку. Одновременно взят курс на предотвращение образования отходов. Ключевым моментом решения этих вопросов является раздельная сборка мусора.
Для России эта тема более чем актуальна. В среднем житель страны за год отправляет в мусорные контейнеры около 450-500 кг различных отходов. Из этой массы более 90% оказывается в итоге на свалке и только меньше 5% перерабатывается. При этом около 70% содержимого мусорного ведра можно переработать.
Как видно из этих данных, пока в России раздельный сбор мусора развит слабо. Хотя за последнее время есть определенные подвижки. Но нет цельной системы для реализации этих задач.
Между тем, в мире накоплена огромная и разнообразная практика в этой сфере. Во Франции существуют разные баки для стекла, бумаги, пластика плюс разные баки для пластиковых бутылок под разный размер. В Великобритании стоят специальные баки для бумаги, стекла, пластика, жестяных отходов. В Польше практикуется домашняя сортировка на органические, гигиенические отходы, вторичное и небезопасное сырье плюс досортировка в "мусорном павильоне. В Германии есть от 4 до 8 типов баков, в соседнейАвстрии - от 6 до 10 типов баков, а в Швеции от 10 до 15 типов баков. В Японии мусор сортируется по 54 категориям.
Но собрать мусор – это ползадачи, вторая ее часть – его переработать. Современная цивилизация научилась это делать весьма успешно. В Финляндии создана технология растворения готового текстиля и выделения текстильного волокна, которое возвращается в промышленность. В США: ежегодно перерабатывается свыше 1,14 мнл тонн текстиля. Это большая отрасль, в ней занято более 17 тыс. человек, более 500 компаний – в основном малые и семейные предприятия. Разумеется, таких примеров гораздо больше в самых разных индустриях.
Индустрия по переработке отходов в развитых государствах впечатляет. Но все же не это главное, а то, что в них давно население привыкло к раздельному сбору мусора, с чего все и начинается. У нас пока нет. В Европе давно рекламируются товары без упаковки, у нас ровным счетом наоборот, внимание к товару пытаются привлечь, в том числе благодаря красочной упаковке.
Освещая эту тему, нельзя пройти мимо последних тенденций, связанных с утилизацией масок и одноразовых перчаток. Это стало новым вызовом 2020 года. Оказалось, это не такой уж простой проблемой. Так, в Великобритании ломают голову над тем, как выделить эти изделия в отдельную категорию, в Бельгии этот вопрос решили так: установили отдельный баки для масок и для перчаток. В России все бросают в один контейнер. И если бы в контейнер, по всей стране на земле в большом количестве валяются использованные средства защиты. А, между прочим, на них вполне могут найти себе приют колониикоронавирусов.
Во многих странах раздельная сборка мусора превратилось в национальную идею, как способ заботы о планете. Увы, России до этого пока далеко, у нас основное внимание крутится вокруг тарифов.