Вы здесь

Н. Б. Косарева на Всероссийском форуме "Управление многоквартирными домами: собственники и бизнес"

Дата публикации: 21.01.2022

В ожидании хозяина: для дальнейшего развития рынка управления МКД необходимо появление многочисленного класса активных собственников

В конце прошлого года в Москве под эгидой столичной Общественной палаты, Ассоциации "Саморегулируемая организация "Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве" и ряда других структур, а также при участии представителей экспертного сообщества состоялся первый Всероссийский форум "Управление многоквартирными домами: собственники и бизнес".

Как напомнила в своем вступительном слове модератор мероприятия, президент Фонда "Институт развития города" Надежда Косарева, еще в 1997 году указом президента России была утверждена первая концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), обозначившая базовые направления его развития. В том числе предполагалось создание конкурентной среды в жилищной сфере, переход на договорные отношения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), рациональное разделение функций между всеми участниками рынка, развитие госконтроля за процессами в ЖКХ, увеличение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня и т. д. В новом году этим благим намерениям исполнится 25 лет, но отвечая на вопрос, удалось ли за четверть века добиться поставленных целей, далеко не все участники форума готовы были дать положительный ответ.

Рассуждая о достигнутом и о задачах на будущее, председатель экспертного совета по жилищной политике и ЖКХ при профильном комитете Госдумы РФ Ирина Булгакова констатировала, что за годы реформы изменились экономические отношения, тарифы (хотя они еще не носят экономически обоснованный характер), формы собственности, но одновременно возникли новые проблемы; чтобы двигаться дальше, важно, учитывая региональное своеобразие, выработать единую стратегию и развивать экономические отношения, а одной из важных задач является такое улучшение жилого фонда, при котором горожане получали бы лучшие условия, но при этом снизили потребление и, соответственно, меньше платили за услуги. Без нормального управления этого не добиться — и отчасти оно есть, но надо "двигаться дальше". "У нас возник рынок управления МКД. Он своеобразный, местами дикий и монополизированный, но он создан. Однако нам пока не удалось создать ответственного добросовестного собственника. Понятно, что искусственно создать его невозможно и он появится по мере развития отношений в ЖКХ. Так, у нас в управлении имеется примерно 7–8% ТСЖ, но из них хорошо работающих только примерно 6%. И я не уверена, что в 350-квартирном доме надо создавать ТСЖ. В таких крупных домах жителям сложно отвечать за общую собственность, там должны быть другие формы регулирования", — считает эксперт.

Не удалось также пока правильно дифференцировать плату за тепло-, водо- и энергоснабжение таким образом, чтобы каждый потребитель платил только за себя; нет полной ответственности собственников друг перед другом, она имеется только частичная, а это "большой тормоз, мешающий развиваться". Важно также понимать: любой субъект рынка должен иметь реальную возможность пользоваться всеми его условиями, сегодня же УК и ТСЖ не умеют пользоваться банковским финансированием и отсечены от него. Но это не их вина: большую часть ответственности за сложившуюся ситуацию несут те, кто не доработал должным образом законы, не устранил законодательные барьеры на пути развития кредитования. В результате же ни на ремонт, ни на повышение уровня энергоэффективности компаниям и собственникам кредит получить невозможно. Конечно, есть и позитивные сдвиги. Так, реновация жилищного фонда продвигается не только в Москве, но и в ряде других регионов, но, чтобы эти процессы шли активнее, нужны инвестиции и доступ к кредитам, а для этого следует убрать лакуны в законах.

В свою очередь, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева отметила, что на сегодня — при всех имеющихся сложностях и недочетах — в сфере капремонта создана достаточно эффективная система, собственникам дано право выбора: копить деньги на специальном счете и самостоятельно принимать решения или передать большую часть ответственности за капитальный ремонт МКД региональным операторам. В этом направлении надо идти и в жилищной сфере: тем, кто не хочет тратить силы и время на проведение собраний и контроль за деятельностью управляющих компаний (УК), органы власти должны гарантировать качественный уровень управления МКД. Но собственникам, готовым взять на себя ответственность за управление своим домом, за самостоятельное принятие решений, необходимо обеспечить максимальную поддержку и дать им в руки действенные рычаги влияния на УК и ресурсоснабжающие организации.

В скором времени предстоит принять стратегию развития стройотрасли и ЖКХ до 2035 года включительно. И по мнению многих спикеров, в этом документе нужно четко зафиксировать направления дальнейшего движения рынка управления МКД. Так, следует внести ясность в требования по содержанию общего имущества, с тем чтобы понимать конкретную стоимость работ и услуг по дому, и сколько должен платить собственник, чтобы его дом хорошо обслуживался и содержался.

Суммируя экспертные выступления, Надежда Косарева подчеркнула, что, несмотря на проведенную реформу ЖКХ, повысить активность собственников жилья при принятии решений не удалось, поэтому государство берет под свой контроль сферы, которые вполне могли бы обойтись без такой опеки. Но это не тот путь, которым следует идти. "Было бы лучше, чтобы государство прекратило дальнейшее наступление на регулирование каждого шага в сфере управления многоквартирными домами", — заключила эксперт.

Павел Качкаев, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Госдумы РФ: "Сегодня плохо ли, хорошо ли, но система управления МКД построена, с вакханалией на этом рынке покончено. Есть даже отчасти работающая ГИС ЖКХ, и я надеюсь, что через 2–3 года эта система превратится в удобный инструмент управления. Но мы пока не получили активного собственника и не упростили должным образом процедуры проведения общих собраний. Мы также не смогли четко определить правила игры и разграничить по степени тяжести те нарушения, которые допускают УК, и из-за этого не можем определиться, за что и как их наказываем".

 

Запись мероприятия на официальном YouTube канале Общественной палаты города Москвы

 

"Строительная газета" от 14 января

Фото официальный сайт Общественной палаты города Москвы

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть