Второй год подряд Россия демонстрирует высокий темп роста в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) по направлению "Разрешение на строительство". Наша страна поднялась еще на 22 позиции, заняв 26-е место среди 190 оцениваемых стран. С учетом роста в 2018 году (67 позиций) РФ за два года переместилась в табеле о рангах ВБ почти на 100 мест вперед и сегодня обгоняет Германию и Китай. Еще пять лет назад Россия занимала 178-е место
Эталонный склад
Проект "Ведение бизнеса" — ежегодное исследование группы Всемирного банка по 10 основным критериям (от получения кредитов и налогообложения до регистрации предприятий), которое позволяет объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение в 190 странах. Улучшить свою позицию и закрепиться в топ-30 общего рейтинга за последний год удалось за счет критериев "Получение разрешений на строительство" (Россия поднялась с 48-го на 26-е место) и "Подключение к электросетям" (с 12-го на 7-е место).
По "строительному" направлению Всемирный банк (ВБ) оценивает простоту разрешительных процедур в отношении строительства эталонного объекта (двухэтажного складского объекта площадью 1,3 тыс. кв. м). Сегодня для возведения подобного здания в России потребуется пройти 13 административных процедур, потратив на это 165 дней. Еще 10 лет назад на это требовалось 53 процедуры и 540 дней.
"Задача снижения избыточных административных барьеров и улучшения предпринимательского климата в строительстве была поставлена, когда оказалось, что Россия в рейтинге "Ведение бизнеса" по направлению "Получение разрешения на строительство" в 2013 году занимала 178-е место среди 200 стран, — напомнила в эфире РБК президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. — За прошедший период были внесены поправки в Градостроительный кодекс, правительством утверждены исчерпывающие перечни процедур при строительстве различных объектов. В городах и регионах страны проведены реформы, направленные на сокращение барьеров в строительстве".
Как отметил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, ключевым фактором улучшения показателей в рейтинге стала оптимизация процедур технологического присоединения, в том числе в рамках реализации пилотного проекта по переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид, регламентируемого постановлением Правительства РФ N° 955. Эксперты ВБ также учли ранее реализованные министерством реформы по сокращению срока выдачи разрешений на строительство (до 7 рабочих и 9 календарных дней) и градостроительных планов земельных участков (до 20 рабочих и 28 календарных дней).
"Рост в рейтинге стал возможен благодаря учету реформ, которые были осуществлены 2-3 года назад. Строительный цикл длится обычно не менее 1-2 лет, поэтому "пощупать" улучшения в законодательстве строители могут не сразу", — поясняет директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. — Эксперты Всемирного банка учли, что все необходимые действия для топографической съемки, инженерно-геологических и экологических изысканий можно получить в рамках одной процедуры, причем не обязательно обращаться в государственную структуру, а получить услугу в лицензированной организации, как это делается в Санкт-Петербурге.
Цифровая моя столица
Позиция России в рейтинге, как и прежде, рассчитывается на основе показателей двух городов — Москвы (вес — 70%) и Санкт-Петербурга (вес — 30%). В столицах действительно идет активное реформирование предоставления государственных услуг в строительной отрасли. "В Москве в последние годы был принят целый комплекс мер, исключивших избыточные и дублирующие процедуры, упрощающих порядок и сокращающих сроки прохождения процедур. Все услуги переведены в электронный вид, созданы информационные ресурсы и специализированные онлайн-сервисы для застройщиков по этим вопросам", — говорил в конце 2019 года Марат Хуснуллин, занимавший в то время пост заместителя мэра Москвы по строительству. Также одним из ключевых факторов улучшения показателей в рейтинге стала оптимизация в Москве процедур технологического присоединения, утверждает заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Надежда Караванова. "Нам удалось исключить избыточные и дублирующие процедуры, упростить порядок и время их прохождения, перевести в электронный вид большую часть услуг в строительстве и создать ряд удобных для застройщиков онлайн-сервисов, — говорит она. — С конца декабря 2018 года на портале mos.ru стал доступен сервис по подключению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. За год застройщики подали более 6 тыс. заявок на подключение объектов к различным видам ресурсов".
"Москва ведет работу по улучшению инвестиционного климата в сфере строительства с 2012 года, — подтверждает член координационного совета "Деловой России" Владимир Кошелев. — С тех пор разработаны библиотеки электронных форм заявлений на получение госуслуг в строительстве, модернизированы ведомственные информационные системы, создан комплекс информационных систем, обеспечивающих получение застройщиком необходимых документов и сведений, и проч. Сейчас в городе регламентированы и переведены в электронный вид все основные государственные услуги строительной сферы, начиная от оформления градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию".
Инвесторы ждут улучшения
Большинство экспертов уверены, что столичный опыт нужно более оперативно распространять в другие регионы страны. Ведь есть субъекты, где даже не приступили к цифровизации строительства.
"Действительно, рост позиций в рейтинге — это заслуга региональных властей. Однако властей двух самых успешных и продвинутых субъектов РФ. Во многих регионах ситуация остается, к сожалению, архаичной, документы ведутся на бумажном носителе, и решение зачастую зависит от местного чиновника, ответственного за выдачу разрешительной документации, — считает председатель комитета по строительству, член президиума "ОПОРЫ РОССИИ" Дмитрий Котровский. — Помимо Москвы и Санкт-Петербурга есть успешные регионы-доноры по экономике, там, где много строится, куда идут инвестиции, там идет процесс цифровизации, нарабатывается опыт и компетенции по снятию барьеров. Но есть регионы, где проектное финансирование вообще не запущено".
"Ситуация в области цифровизации услуг в регионах разная. Тем регионам, которые экономически активны, двигаются быстрее, важно обеспечить условия, привлекательные для инвестора, — считает Владимир Кошелев. — Ведь инвестор обращает внимание на скорость прохождения разрешительных процедур и сроки выхода на строительную площадку. Среди таких регионов можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую область, Московскую область. На подходе Новгородская, Липецкая, Вологодская области, ряд других регионов, и планируется, что уже через год ситуация с переходом процедур в сфере строительства в цифровой формат кардинально изменится. Кстати, все эти процедуры проходят в рамках нацпроекта "Цифровая экономика", где, по сути, все выстроено на основе московского опыта. Поэтому сейчас необходимо на основе этого опыта регламентировать административные процедуры в регионах. У любого инвестора и строительной организации должно появиться четкое понимание о комплектности, составе документов, сроках и результате получения государственной услуги".
Убрать барьеры, сохранить качество
На федеральном уровне рассматривается дальнейшее сокращение сроков ключевых административных процедур, сообщил Владимир Якушев. Сроки выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию планируется сократить до 5 рабочих дней, срок выдачи ГПЗУ — до 14 рабочих дней. "Чтобы выйти на лидирующие позиции в рейтинге, мы должны и дальше использовать потенциал в сфере цифровизации государственных и муниципальных услуг в строительстве, — говорит Владимир Кошелев. — Также необходимо кардинально пересмотреть систему взаимодействия между органами власти, ресурсоснабжающими организациями и застройщиками.
Кстати, в этом плане может помочь цифровая площадка взаимодействия, в рамках которой все участники строительства будут объединены в единой информационной среде, что позволит ускорить сроки строительства. Цифровая площадка должна служить единым хранилищем проектной, градостроительной и разрешительной документации в цифровом формате, быть средой совместной работы всех участников градостроительного проекта — от органов исполнительной власти и контролирующих организаций до бизнесменов — и обеспечивать выдачу разрешительной документации в цифровом формате". В "ОПОРЕ РОССИИ" создана специальная группа по выявлению избыточных процедур в отрасли. "Мы собрали экспертов, бизнесменов, которые анализируют ситуацию и отвечают на вопрос, достигли ли мы вершины в рейтинге или нет, — рассказывает Дмитрий Котровский. — Есть 51-я статься Градостроительного кодекса, которая описывает исчерпывающий перечень документов, при наличии которого власти за определенный срок должны выдать разрешение на строительство. Но есть другие обстоятельства, институты, например экологи, охрана территории, транспортная безопасность, смена вида использования земли, которые не всегда отражены в ГК как исчерпывающие документы. Страна огромная, все объекты разные, и зачастую нужно стучаться в "другие двери" для получения необходимого пакета документов. Например, весь центр столицы Чувашии — подлетная зона аэродрома, поэтому есть риск, что здание будет построено, но ввести его в эксплуатацию будет затруднительно. Нужны дополнительные согласования. Другой пример в Московской области: срок получения разрешения — 12 дней, но если программа находит ошибку, она просто отказывает в получении разрешения, а не указывает, какой допущен недочет и где. И предпринимателю нужно еще раз пройти все круги и найти эти ошибки". Надежда Косарева также считает, что еще есть возможность повысить свои позиции рейтинге, в том числе за счет дальнейшей цифровизации государственных и муниципальных услуг в строительстве. "Кроме того, пока Россия получает ноль баллов в части оценки мер по обеспечению финансовых гарантий собственникам построенных объектов в случае проявления существенных скрытых дефектов после ввода объектов в эксплуатацию.
За последние годы в Москве и других регионах были снижены и количество, и сроки прохождения административных процедур. Обоснованные барьеры всегда должны быть, поскольку они обеспечивают безопасность и качество строительства".