Вы здесь

На пороге новой эры. И. В. Генцлер о принципах управления МКД

Дата публикации: 15.03.2023

ЖКХ интенсивно развивается, несмотря на сложности

На площадке холдинга "ЕвроМедиа" состоялась конференция, посвященная подведению итогов специального проекта "Новая эра в ЖКХ", который Отраслевой журнал "Вестник" реализовал совместно с Минстроем России.

Светлана Разворотнева, заместитель председателя Комитета Государственной думы России по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

— Важной инициативой в сфере ЖКХ стало "Инфраструктурное меню" Правительства РФ — деньги из федерального бюджета, из Фонда национального благосостояния, из других источников пошли в регионы на реализацию инфраструктурных проектов. Не так давно мы приняли бюджет на 2023–2025 годы, где почти 300 млрд выделено на модернизацию коммунальной инфраструктуры (на 2023 год — 30 млрд, на 2024-й — 100 млрд, еще 130 — на 2025-й). Многие говорят, что этого недостаточно, чтобы восстановить разрушенную инфраструктуру. Но важно, что это движение началось.

Мне кажется очень важным моментом принятие постановления N°2076 от 16 ноября, которое дает возможность перерасчета платы за ТКО. Этот документ давно ждали. С 1 марта он начнет действовать. Но здесь есть еще целый ряд нерешенных вопросов, и нам нужно поработать, чтобы не только временное отсутствие жильцов стало поводом для перерасчета, но и наличие другого жилья, возможные задвоения, когда, например, регистрируется ИП по месту жительства. Также хотелось бы обеспечить возможность более энергично для всех желающих переходить на расчеты по фактическому накоплению.

Еще один вопрос связан с принятием 266-го федерального закона, согласно которому с 1 марта этого года будет невозможно получать из Росреестра выписки о собственниках МКД без их согласия. А это приведет и к тому, что возникнут огромные сложности в проведении общих собраний, и к тому, что будут сложности в заключении договоров, при взыскании задолженностей. Минстрой пытается решить эту проблему через развитие системы ГИС ЖКХ. Главный вопрос, который всех тревожит, — успеют ли разработчики до 1 марта предложить этот сервис в качестве альтернативы для проведения собраний, и второе — справятся ли потребители.

Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города":

— В сфере управления многоквартирными домами принцип "клиент всегда прав" не работает. Сегодня мы говорим, что собственник помещения — это не просто потребитель услуг управляющих или обслуживающих организаций, это клиент и это заказчик на самом деле. И клиенто­ориентированность в этой области сегодня не работает главным образом потому, что если в других сферах жизни клиент распоряжается своими деньгами самостоятельно и может свободно выбирать и менять поставщика или исполнителя услуг, который чем-то его не удовлетворяет, то в сфере управления МКД ситуация иная. Клиент не может не заплатить УК, услуги которой ему не нравятся. У жильцов нет возможности распоряжаться своими деньгами: у них нет общего кошелька, общего счета, наличие которого является нормой в других странах. Без этого люди не являются коллективным заказчиком, тем клиентом, который на равных может разговаривать с управляющей организацией.

Текущая модель такова: если между собственниками и управляющей организацией заключен договор управления, то все платежи, которые осуществляет каждый собственник, — это его индивидуальные платежи. То есть у нас как бы коллектив собственников может выступать в качестве заказчика, формируя перечень услуг, договариваться о размере платы, но исполнение обязательств по оплате оказанных услуг и выполненных работ — не коллективное, а индивидуальное. В других странах часто ситуация иная: общим правилом является то, что у каждого МКД должен быть отдельный банковский счет, на котором аккумулируются общие средства всех собственников помещений, которыми они как коллективный заказчик расплачиваются с исполнителями услуг. В нашей системе все деньги поступают на счет управляющей организации и становятся деньгами управляющей организации. Ситуация ухудшается тем, что если управляющая организация управляет многими МКД, то она собирает все денежные ресурсы от разных домов на своем счете. При этом если ей нужны деньги для того, чтобы сделать какие-то работы на одном доме, а там поступивших средств не хватает, то управляющая организация совершенно свободно — поскольку деньги принадлежат ей — использует средства, поступившие от других домов. Эта практика влечет множество отрицательных последствий.

Решение этой проблемы состоит в корректировке законодательства с целью обеспечения большей правоспособности собственников помещений в МКД. В текущем виде она максимально проявляется только тогда, когда в доме создается ТСЖ. Если же в доме нет своего юридического лица, сообщество собственников квартир оказывается слабым и не может в полной мере выполнять функции коллективного заказчика и коллективного плательщика. Предложения для развития клиенто­­­ориентированной модели таковы: необходимо дать возможность гражданскому сообществу формировать средства на отдельном счете для содержания общедомового имущества и именно с этого общего счета рассчитываться с управляющей организацией за услуги и работы. Так можно существенно повысить эффективность этой работы и услуг, а у заказчика появится больше возможностей для выбора поставщиков и контроля результативности работ.

 

Статья целиком на сайте "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура" от 15 марта

Фото "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть