Долги по ЖКХ предлагают взыскивать через нотариусов, сообщают "Известия", ссылаясь на соответствующий законопроект, готовый к внесению в Госдуму
Проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги всегда была очень болезненной для предприятий ЖКХ, отмечается в документе. Сегодня их заинтересованность в своевременном поступлении платежей особенно актуальна из-за изменения системы финансирования, которая предполагает повышение тарифов на услуги ЖКХ для населения и снижение уровня господдержки.
По мнению авторов документа, причина задолженности — низкий уровень платежной дисциплины всех групп населения, которые предпочитают платить за услуги в последнюю очередь или не платить вообще. Отсутствие финансовых возможностей для оплаты ЖКХ характерно для меньшинства.
Законопроект предлагает использовать для внесудебного взыскания задолженности в сфере ЖКХ механизм исполнительной надписи нотариуса. В целях совершения нотариального действия нотариусы обладают правом получения необходимых сведений из государственных информационных систем, в том числе из единого госреестра недвижимости. В 2023 году нотариусы совершили более 1 млн исполнительных надписей.
Долги россиян за коммуналку по состоянию на 1 апреля 2024 года составили 1,77 трлн рублей. За год показатель вырос на 72 млрд рублей.
По новому закону нотариус будет обязан уведомить должника о поступившем требовании взыскателя и предоставить срок для исправления ситуации. Внедрение института исполнительной надписи нотариуса приведет к значимому повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ, считают авторы законопроекта.
Еще в феврале 2024 года по информации "Солидарности" эксперты ВШЭ и Института экономики города предложили новую схему установления тарифов на коммунальные услуги (ЖКХ), основанную на оценке финансовой доступности для населения. В их исследовании отмечается, что в России — парадоксальная ситуация: поддержка низкодоходных семей в оплате ЖКХ сокращается, но бюджетная поддержка на субсидирование разницы между экономически обоснованными и фактическими тарифами растет. Это приводит к повышению доступности жилищно-коммунальных услуг для тех, кто потребляет больше, а не для бедных слоев населения.
Авторы предлагали использовать долю получателей жилищной субсидии как критерий для определения возможности повышения тарифов в регионе. Оптимальным порогом, по их мнению, является 15% от всех домохозяйств: если количество получателей субсидии превышает этот уровень, то тарифы не должны повышаться. В регионах, где доля получателей субсидии меньше 15%, авторы исследования считают возможным повышение тарифов на коммунальные услуги до 30%.