Калужские депутаты хотят добиться для регионов права вводить добавочные требования к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами
Законодательное собрание Калужской области внесло на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные требования к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами)». Как ясно из названия документа, его разработчики хотят добиться того, чтобы регионы могли самостоятельно вводить добавочные меры по регулированию управления МКД.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что это позволит учесть региональную специфику, что должно позитивно сказаться на состоянии сферы ЖКХ, снизить напряжённость и устранить недостатки, которые мешают правильной работе отрасли.
Более того, разработчики указывают ещё одну причину создания этого документа: «Кроме того, сфера жилищно-коммунального хозяйства чрезвычайно сложна и социально значима для общества и государства, и поэтому она может быть только рентабельной, но не может и не должна быть источником прибыли, поэтому сам институт юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, как институт, прежде всего направленный на извлечение прибыли, должен быть поставлен под дополнительный контроль со стороны органов государственной власти субъектов РФ». То есть, по мнению Заксобрания Калужской области, сфера ЖКХ не должна быть коммерческой из-за своих значимых социальных функций.
Предложение региональных депутатов прокомментировал Дмитрий Павлович Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города». По мнению эксперта, эта инициатива в корне неправильна, так как в Конституции РФ указано, что в нашей стране действует единое экономическое пространство, поэтому управляющие организации во всех субъектах РФ должны действовать в одинаковых правовых условиях. Лицензирование является частью гражданско-правового регулирования экономических отношений, а согласно Конституции РФ такие отношения относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Передавать регионам полномочия принимать свои Гражданский и Жилищный кодексы значит разрушить единое экономическое пространство.
С объяснением разработчиков по поводу необходимости принятия этого законопроекта Дмитрий Гордеев также не согласен. Он отметил, что ЖКХ во всём мире является коммерческой сферой, а в нашей стране уже давно, начиная с указов Президента Ельцина по реформированию сферы ЖКХ, происходил постепенный переход к либерализации экономических отношений в сфере ЖКХ, отход от монополии организаций публичной формы собственности. Кроме того, эксперт добавил, что «с 2007 года действует Федеральный закон № 185-ФЗ “О фонде содействия реформированию ЖКХ”, и одним из условий предоставления средств госкорпорации “Фонд содействия реформированию ЖКХ” был как раз переход от управляющих организаций в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений к частным управляющим организациям».
Дмитрий Гордеев сравнил эту ситуацию с переводом торговли продуктами питания из коммерческой сферы по причине её социальной значимости (согласно логике депутатов Заксобрания Калужской области) в госсферу. В таком случае в городах смогут работать только государственные магазины, содержащиеся за счёт налогов. Эксперт уверен, что подобные меры не понравятся населению — точно такая же ситуация и со сферой ЖКХ. «Видимо, группа депутатов находится в плену стереотипов советского времени. Я думаю, что этот законопроект не имеет никаких шансов, несмотря на то, что сейчас существует тренд огосударствления и избыточного регулирования», — пояснил он.
Портал руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства «Управление ЖКХ»