Вы здесь

О моногородах России А. С. Пузанов в материале платформы "Если быть точным"

Дата публикации: 14.08.2023

Миллионы россиян живут в депрессивных моногородах, которые появились еще во времена СССР. Их пытаются "оживить" — но пока получается не очень. Совместное исследование "Если быть точным" и РЭШ

Моногорода пустеют в три раза быстрее, чем обычные

Жители моногородов больше других рискуют остаться без работы не только в периоды экономической нестабильности. "В моногороде, если человек теряет работу на градообразующем предприятии, ему больше негде устроиться: нет секторов экономики, которые поглотят рабочую силу. А людей сокращают не только в кризис, но и тогда, когда получается автоматизировать производство, сделать его более эффективным", — рассказывает профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов.

Из-за отсутствия работы и перспектив моногорода теряют своих жителей еще с 1990-х. Последние десять лет население сокращается в 92 % из них, в сумме эти города потеряли 734 тысячи человек. Общая численность населения монопрофильных городов, включая те, в которых население не падало или даже росло, сократилась на 624 тысячи (или на 5 %) — это сравнимо с населением Махачкалы, крупнейшего города Северо-Кавказского округа.

Это консервативная оценка, которая опирается на показатели прописки по месту жительства – реальные миграционные потери могут быть еще выше. Активнее всего уезжают молодые люди, рождаемость в городе тоже снижается — в результате моногорода терпят и миграционную, и естественную убыль населения, показывают исследования.

Сильнее всего страдают небольшие города. Численность населения пяти моногородов с самой быстрой убылью населения в последние десять лет не превышает 52 тысячи человек. Почти на треть за десятилетие сократилось население поселков городского типа Жарковский в Тверской области (деревообработка) и Угловка в Новгородской области (добыча известняка), почти на четверть — города Инта Республики Коми (добыча угля).

Отток из малых городов в крупные — это тенденция, характерная не только для моногородов, отмечает Александр Пузанов. Однако моногорода пустеют быстрее остальных. Мы изучили базу данных показателей муниципальных образований Росстата и выяснили, что с 2011 года население моногородов в среднем по России сократилось на 7 %, а остальных городов (исключая столицы) — на 2,1 %. Города из "красной" зоны пустеют быстрее всего.

Как решать проблемы моногородов

В России в 2016 году запустили программу поддержки моногородов. Но она оказалась неэффективной: ее раскритиковал в том числе Алексей Кудрин, тогда возглавлявший Счетную палату. Программа не помогала ни развивать, ни постепенно расселять моногорода.

Что включала программа

Программа "Комплексное развитие моногородов" должна была снизить зависимость городов от градообразующих предприятий, уменьшить количество моногородов и благоустроить городскую среду.

В моногорода пытались привлекать предпринимателей за счет сниженных налогов и других льгот. В них создавали "территории опережающего развития": предприниматели могли не платить налог на прибыль и землю в течение трех-пяти лет после получения первой выручки, страховые взносы для резидентов снизили с 30 % до 7,6 %.

Однако в 2019 году программа была прекращена. "Государственная поддержка [моногородов] не носила системного характера. За период реализации программы с 2016 по 2018 год снизилась предпринимательская активность, число ликвидированных организаций превысило вновь зарегистрированные. Среднемесячная заработная плата работников организаций в моногородах ниже среднероссийского показателя, растет уровень безработицы, численность трудоспособного населения сокращается", — говорится в отчете Счетной палаты, посвященном проверке эффективности программы.

"Проблема в том, что программа предлагала узкий набор решений, единых для всех городов: развитие предпринимательства, благоустройство, субсидии. Но где-то могут быть полезны, например, инфраструктурные решения: улучшить сообщение с соседним городом, где люди могли бы найти работу. Не пришлось бы изобретать велосипед в малом городе, куда бизнес не хочет идти несмотря на преференции", — говорит Александр Пузанов.

В 2019 году правительство запустило новую программу, рассчитанную до 2024 года. Ее основные цели — создание новых постоянных рабочих мест и привлечение в моногорода частных инвестиций.

Зарубежные примеры объединяет одна черта: города перешли от специализированного промышленного производства к высокотехнологичным секторам и сфере услуг. Это признак перехода от индустриального общества к информационному.

В российских моногородах тоже важно развивать постиндустриальную экономику, а не просто снижать процент занятых на градообразующем предприятии, считают эксперты. Среди прочего это помогло бы в том числе увеличить женскую занятость.

В некоторых случаях единственной эффективной мерой поддержки становится постепенное расселение города. Но такой вариант обычно не рассматривают местные и региональные власти — для них это понижение их статуса, объясняет Пузанов.

 

Статья целиком на сайте "Если быть точным" от 11 августа

Фото "Если быть точным"/ Нейросеть Midjourney

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть