Вы здесь

Окраинам Москвы не хватило магазинов. Статья издания "Коммерсантъ" на базе исследования ИЭГ

Дата публикации: 11.06.2020

Несмотря на то что потенциальных клиентов аптек и продуктовых магазинов на окраинах Москвы в два-три раза выше, чем в центре города, сети до сих пор предпочитали развиваться преимущественно в пределах ЦАО. Хотя в последние два месяца выручка магазинов в спальных районах оказалась на 15–20% выше, чем в центральных, глобально пересматривать стратегии развития многие игроки пока не готовы. Их останавливают прогнозы по возвращению клиентов к привычной модели потребления и сложности с подбором локаций на периферии

Обеспеченность центральных районов Москвы продуктовыми магазинами шаговой доступности и аптеками значительно выше, чем на окраинах. Такие выводы в своем исследовании  "Оценка обеспеченности жилых районов Москвы магазинами и аптеками в шаговой доступности" делает Фонд "Институт экономики города" (ИЭГ). Если в центре города возможности дойти за пять минут в аптеку или магазин нет примерно у 5 тыс. человек постоянно проживающего населения, то на окраинах — у 176 тыс. На их долю приходится 113 тыс. и 3 млн кв. м недвижимости в многоквартирных жилых домах соответственно.

При этом, по оценкам ИЭГ, за счет более высокой плотности населения емкость потенциального рынка одной аптеки на периферии в два раза выше, чем в центре: 3,1 тыс. жителей против 1,4 тыс. Для продовольственных магазинов разница более чем в три раза: 4,86 тыс. жителей против 1,54 тыс.

Наиболее высокий показатель обеспеченности аптеками шаговой доступности, по расчетам ИЭГ, наблюдается в Таганском, Пресненском и Красносельском районе, где возможности дойти до них за пять минут нет у жителей только 0,5% многоквартирной застройки. При этом на востоке Москвы аптеками шаговой доступности не обеспечены 11,7% площадей жилой недвижимости, в Крылатском — 10,9%, в Ясенево — 10,2%. Похожая картина и с продовольственными магазинами: дойти до ближайшей точки за пять минут нет у 543 жителей ЦАО (11,5 тыс. кв. м жилья) и 169 тыс. человек (2,6 млн кв. м) в периферийных районах. Хуже всех обеспечены ритейлом жители Новогиреево (у проживающих на 35,7% жилых площадей нет возможности дойти до магазина пешком в течение пяти минут), Лефортово (20,6%) и Нижегородского (20,3%).

Проблема недостаточного количества магазинов и аптек на окраинах города стала особенно очевидной во время режима самоизоляции горожан в апреле — мае.

По оценкам замдиректора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирины Козиной, в этот период оборот магазинов и аптек в периферийных районах был на 15–20% выше, чем в центре Москвы. В такой динамике нет ничего удивительного. Основной спрос в центральных локациях формируют офисные работники, в их отсутствие у ритейлеров не было клиентов, отмечает руководитель группы street-retail компании "Магазин магазинов" Юлия Корчагина. Эта ситуация заставила многие сети задуматься о поиске помещений в спальных районах, добавляет руководитель направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова. Заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина считает, что дополнительно развивать новые форматы на окраинах ритейлеров могут стимулировать прогнозы относительно возврата к тем или иным ограничениям и опасения покупателей находиться в местах большого скопления людей.

Но не все консультанты верят, что этот тренд сохранится. Замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers International Лариса Еремина предполагает, что и в дальнейшем ритейлеры будут концентрироваться на развитии в центре города. Управляющий по развитию сети "Вкусвилл" Евгений Курвяков обращает внимание на то, что многие покупатели переехали на долгий срок из Москвы в область, но смысла в активном развитии за городом компания не видит, так как осенью москвичи вернутся в город. С этим соглашается гендиректор розничного подразделения "36,6" Александр Кузин: несмотря на то что трафик аптек в спальных районах вырос, а на центральных улицах сократился, на дальнейшие планы развития сети это не повлияет. Представитель ГК "Обувь России" Наталья Паули указывает, что компания сместила акцент в сторону развития магазинов в спальных районах еще несколько лет назад.

Но даже решившие развиваться на окраинах ритейлеры могут столкнуться с проблемой нехватки качественных помещений: по расчетам ИЭГ, если в центре 16% площадей на первых этажах многоквартирных домов приходятся на нежилые помещения, то в спальных районах — 8%. В среднем на одного жителя в центре Москвы приходится 6 кв. м нежилых помещений, а в спальных районах — 2 кв. м.

 

Коммерсантъ от 10 июня

Фото "Коммерсантъ"/ Дмитрий Духанин

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть