Раскрыты детали июльской индексации тарифов: потянут ли россияне оплату "коммуналки"
С июля в России вырастет плата за коммунальные услуги. В среднем по субъектам федерации цены проиндексируют на 9,8%. Расценки на услуги ЖКХ будут повышаться и дальше. Важно понимать, что повышение цен учитывает плату только за коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение), но не тарифы за содержание и ремонт жилья — это отдельная история, которая тоже стоит денег. Во что же выльется для кошельков граждан реальное повышение стоимости услуг ЖКХ? Могут ли местные власти задирать тарифы выше установленного центром уровня?
На эти вопросы "МК" ответили эксперты: председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ юрист Константин Крохин, эксперт проекта "Народный фронт. Аналитика" Павел Склянчук и директор Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер.
"Услуги ЖКХ не могут стоить дешево"
— Как на деле вырастут тарифы в июле и от чего, в принципе, зависит размер повышения платы?
Склянчук: — Поскольку индексация с июля, то квитанции с новыми цифрами граждане получат в августе. Десять процентов, исходя из ежемесячных платежей, это 500–600 рублей, опять-таки в среднем. Примерно на эту сумму вырастет плата для каждой семьи. Много это или мало — у каждого свой ответ, в зависимости от доходов. Но в России действует социальная поддержка граждан. Все, кто нуждается в помощи, защищены от роста платежей по "коммуналке". А что касается основной части населения, то надо понимать: услуги ЖКХ не могут стоить дешево. Если "коммуналка" дешевая, значит, отрасль убыточна, значит, воду в дома поставляют некачественную, зимой прорывает трубы и т. д.
Генцлер: — Ежегодная индексация тарифов — достаточно искусственный механизм сдерживания не только расходов населения, но и тех доходов, которыми могут располагать коммунальные предприятия. Этих десяти процентов, конечно же, не хватит ни на какие инвестиции в отрасль, ни на какие ремонты инфраструктуры. Не так давно Высшая школа экономики в исследовании показала, что если сопоставить уровни инфляции по годам и индексы роста платы граждан за услуги ЖКХ, то инфляция опережала эти индексы. За несколько лет в России накопилось очень существенная разница между тем, сколько реально стоят коммунальные ресурсы, и тем, сколько люди за них платят. Сегодняшнее повышение в среднем на 9,8% на самом деле не позволяет компенсировать даже эти инфляционные процессы. Население платит меньше реальной стоимости коммунальных услуг. Все-таки нужно переходить на экономически обоснованные размеры тарифов, но при этом нужно усиливать защиту социально уязвимых семей.
— А какая индексация тарифов, на ваш взгляд, была бы экономически обоснованной?
Генцлер: — Как минимум тарифы должны выйти на уровень компенсации текущих расходов. Индексация должна быть не меньше процента инфляции. С учетом накопившегося за предыдущие годы в индекс роста цен сейчас, наверное, надо было бы вводить индексацию тарифов ЖКХ на уровне 17–20%.
— При этом по прогнозу в дальнейшем тарифы будут расти намного медленнее. Прогнозируемая цифра индексации на 2025-й — 5,7%, на 2026 год — 4%. Реальны ли такие цифры?
Крохин: — Не соглашусь с коллегой насчет справедливой цены. Когда мы говорим о том, что предприятия отрасли должны получать справедливую компенсацию, мы должны вкладывать в это определение один смысл. При этом многие эксперты говорят: зачем нам субсидировать и спонсировать энергетическую неэффективность? И тут есть свои резоны. Вспомните, например, энергетическую неэффективность жилого фонда, когда тепло уходит в дырки между панелей. Справедливая цена — это правильно, но для начала надо проверить эффективность самих поставщиков коммунальных услуг. Надо проверить, из чего складывается эта самая справедливая цена, посмотреть эффективность всех производственных процессов. Но это точно не та цена, о которой сегодня говорят поставщики. Ее нужно искать, исследовать, рассчитывать.
Склянчук: — Хорошо, что мы поднимаем вопрос о новых подходах к тарифообразованию. На самом деле здесь нет мотива, скажем так, дать заработать коммунальщикам побольше денег. Нынешняя ситуация как раз позволяет повышать тарифы, исходя из накопительного эффекта. Если же мы переходим к многоступенчатой схеме, то действительно возникнет необходимость расчетов и повышения энергоэффективности. Пока исследований нет, коммунальщики продолжают говорить: чего вы от нас хотите, мы и так услуги поставляем. Поэтому если отвязать тарифы ЖКХ от инфляции и внедрить прозрачность в хозяйственную деятельность поставщиков услуг и других игроков рынка, то выяснится много интересного. Например, исследования могут показать, что ЖКХ — это очень дорого, если вкладывать средства в неэффективную модернизацию, а не подходить, что называется, точечно. Сейчас, например, из федерального уровня даются бюджетные кредиты. То есть регионы не получают безвозмездно субсидии, они получают именно возвратные деньги, а это уже совершенно другой принцип.
— А есть ли спрос на такие деньги в коммунальной сфере?
Склянчук: — Да, за такими субсидиями идут не очень активно. У нас основная проблема как раз в аудите и мониторинге состояния "коммуналки". В России нет проектов, смет, позволяющих это все посчитать. Как говорится, в ЖКХ много политики, но очень мало экономики. Когда мы эту ситуацию изменим, поменяется также и тарифная политика, и тогда все наладится.