За прошлый год в России построено рекордное количество жилья. И это притом, что уже больше года чиновники и строители кричат, что строить некому. Мигрантов на стройках поубавилось, но строительство не остановилось. Кто же эти строители-невидимки?
"На стройках не хватает рабочих", —говорят строители. Давайте вообще откажемся от мигрантов, - пугают чиновники от стройки. У нас достаточно трудовых ресурсов, чтобы обойтись своими силами, – уверяют чиновники. И в то же время в России в этом году сдадут рекордные 90 млн кв. м жилья, которое кто-то строит и продолжает строить (в начале марта Минстрой оценивал нехватку рабочих в 1,2 млн человек).
Волшебное строительство
Парадоксов в строительной отрасли предостаточно. Вот один из самых свежих примеров. Вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании у Президента России 15 декабря удивленно заметил про подорожавший песок: "У нас на 100% вырос песок. Вот мы не понимаем, почему песок, где доли импорта вообще нет, должен вырастать на 100%?" Действительно – почему? (Ранее чиновники объясняли подорожание арматуры, металла, других стройматериалов ростом цен на мировых рынках.) Почему, с одной стороны, мэр Москвы Сергей Собянин говорит, что в столице в этом году планируется ввести рекордные 14 млн кв. м недвижимости. С другой – вице-мэр столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, считает, что строить некому. По его оценке, недостаток трудовых ресурсов на стройках 40%: из 120 тыс. мигрантов, работавших до пандемии на столичных объектах, осталось только 40 тысяч. Кто же строит эти рекордные квадратные метры? Джин из лампы? Из-за дефицита рабочей силы московские власти готовят программу отказа от мигрантов и вовлечения в стройку россиян – наверное, вахтовым методом, из регионов.
В Петербурге пока такой программы не готовят, хотя и петербургские строители жаловались на нехватку рабочих рук. Опустели благоустроенные строительные вагончики, некому посещать уличные биотуалеты, катастрофическое падение продаж "Доширака"… Разве не так? Но в прошлом году в Петербурге построили 3,3 млн кв. м жилья, в этом – как минимум 3,2 млн. Или мигранты не уехали, или они как-то импортозаменились, или так увеличилась производительность труда, что хватает тех, кто есть.
Объемы строительства сейчас идут вверх и, чтобы перекрыть всю потребность в рабочем персонале, его потребуется больше, чем было до пандемии. У застройщиков есть два пути: привлечение местных рабочих, специалистов из регионов России или возвращение иностранцев. Но квалифицированных местных кадров остро не хватает. Чтобы их получить, нужно время, не менее 2–3 лет. А такого "задела" у строителей нет. Нужна популяризация профессии, агитация, в первую очередь, среди выпускников школ, абитуриентов, развитие учебной базы, – комментирует директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова. – Поэтому пока основным вариантом остается привлечение иностранных наемных рабочих". В Госдуме провели опрос среди строителей (кто ни попадя сейчас опросами занимается), которые утверждают, что отказ от мигрантов может увеличить себестоимость жилья на 10–40%.
"Если мы хотим, чтобы квартиры подорожали еще в два раза, то можем полностью заменить мигрантов, – считает Руслан Юсупов, гендиректор ГК "Академия", которая реализует ЖК "Браун Хаус" в Новом Девяткино. – В моем понимании это невозможно. И дело тут даже не в зарплате, на стройке у рабочего персонала зарплаты нельзя назвать низкими. Но за эти деньги нужно вкалывать с утра до вечера. Наши русские люди не столь выносливы. Представьте себе: идут в здании отделочные работы, лифты не работают, кранов нет, нужно заносить на этажи различные отделочные материалы, к примеру штукатурные смеси, а это мешки по 50 кг. Весь день носить эти мешки на 15-17-й этаж. Россиянин такой нагрузки чисто физически не выдержит, даже если ему 200 тыс. рублей платить. А, условно, узбек из села выдержит. Если от него отказаться, то мешки эти будет долго и дорого поднимать, что скажется на конечной стоимости новостройки. Стройка – это тяжелый физический труд, не все на ней можно заменить механизмами".
Производительная повестка
На фоне "борьбы" с мигрантами не столь громко прозвучал тезис об увеличении производительности труда. Тема мигрантов все-таки более волнительная, чем производительность труда. Тем не менее, есть такие официальные данные Росстата. В 2011–2020 годах производительность труда в строительстве сократилась на 4,6%, тогда как в среднем по экономике она выросла на 13,5%.
В интервью, датированном 2011 годом, гендиректор "NCC Жилищное строительство Россия" Юусо Хиетанен (сейчас компания называется Bonava и ее возглавляет другой человек) сокрушался, что при строительстве дома в Петербурге шведской компании приходится использовать в 4–5 раз больше рабочих, чем на аналогичных проектах, реализуемых в Европе. По его словам, это связано с тем, что не все рабочие имеют опыт работы с такими технологиями и сама процедура работы не до конца отлажена. За 10 лет, похоже, ничего не изменилось.
Сегодня эксперты говорят, что проблема низкой производительности труда свойственна даже развитым экономикам. По мнению Татьяны Полиди, исполнительного директора фонда "Институт экономики города", причина заключается в том, что строительство не является отраслью создания инноваций. В России доля инновационной продукции в строительстве составляет лишь 0,6%, а в целом в экономике страны – 5,7%. Из 782 млрд рублей инвестиций строительного бизнеса в основной капитал практически 100% – инвестиции в стандартные машины и оборудование, а не в новые технологии и процессы управления.