В столичной агломерации создан новый транспортный каркас, который обслуживает порядка 30 млн жителей Москвы и области. На долю рельсового транспорта (метрополитен, МЦК и МЦД) приходится больше 50% всех поездок
Проезд в Москве местами подорожал
На прошлой неделе, 15 октября, власти Москвы установили новые тарифы на проезд в городском транспорте, в том числе по железной дороге: на Московском центральном кольце (МЦК) и Московских центральных диаметрах (МЦД).
Так, цена разовой поездки по карте "Тройка" подорожала с 50 до 54 руб., по билету на 90 минут – с 75 до 81 руб., проезд по карте "Тройка" (с пересадкой на МЦД) стал стоить 71 руб. вместо прежних 65.
Кто устанавливает тарифы
По действующему законодательству организацией пассажирских перевозок в России занимаются федеральные и региональные власти. "Тарифы на проезд как на железнодорожном транспорте в пригородных поездах, так и на автобусах, троллейбусах, трамваях и в метро устанавливаются региональными органами власти. На федеральном уровне в отношении пригородных железнодорожных перевозок существует методика расчёта экономически обоснованного уровня затрат перевозчиков", – рассказал "Гудку" вице-президент Центра экономики инфраструктуры Евгений Алексеев.
Себестоимость перевозок
Тарифы на общественный транспорт делятся на экономически обоснованный и утверждённый. На формирование первого влияют в том числе затраты перевозчиков (более 50% идёт на выплату заработной платы), цены на топливо и техническое обслуживание транспортных средств. Генеральный директор Фонда "Институт экономики города", директор направления "Муниципальное экономическое развитие" Александр Пузанов отмечает, что для каждого вида пассажирского транспорта формируется тарифное меню, в рамках которого цена на разные типы поездок может существенно различаться. Особенностью тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, включая МЦД, является их зависимость от расстояния в рамках установленных тарифных зон.
Как отмечает Евгений Алексеев, себестоимость одного пассажиро-километра перевозок в пригородном сообщении Центрального транспортного узла (ЦТУ) составляет около 3 руб. Это соответствует стоимости проезда 1 км для пассажира, установленной в Московской области.
Тарифы на проезд только частично покрывают затраты перевозчиков. Так, по результатам 2021 года (более свежих данных нет) убыток Московского метрополитена составил 29 млрд 508 млн руб., Мосгортранса – 16 млрд 901 млн руб., пояснила заместитель директора НОЦ "Цифровые высокоскоростные транспортные системы" Российской открытой академии транспорта Галина Бубнова.
По словам Александра Пузанова, субсидии на обеспечение работы железнодорожного транспорта, в первую очередь пригородного, в текущем году составят более 60 млрд руб. Из этой суммы почти половина (более 27 млрд руб.) будет направлена в рамках межбюджетного трансферта в федеральный бюджет для финансирования в интересах Москвы работ на территории ЦТУ за пределами столицы (в основном в рамках строительства МЦД).
Субсидии за льготников
В столичной агломерации (впрочем, как и по всей стране) большое число пассажиров имеют право на льготный проезд. Затраты на их обслуживание возмещаются из бюджетов различного уровня, однако возмещение осуществляется не в полном объёме и не всегда своевременно.
"У нас и в других странах общественный городской транспорт, пригородный транспорт убыточны. Недофинансирование – общая практика", – подчёркивает профессор Галина Бубнова.
Проезд пенсионеров, школьников и студентов компенсируется из регионального бюджета. На федеральном уровне к ним добавляются определённые категории граждан, например ветераны, поясняет Александр Рыжков.
Термин "субсидирование пассажирских перевозок" употребляется при компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий относительно установленных тарифов. В бюджете Москвы эти расходы прописаны отдельной строкой.