Как россияне меняют место жительства
Пандемия COVID-19 стала драйвером роста в стране внутренней миграции: получив возможность работать удаленно, россияне задумались о возвращении в родной город или поиске более комфортного места для жизни. Несмотря на это, переезжают жители страны по-прежнему недостаточно активно, а текущий уровень миграции не дает адекватного ответа на экономические вызовы. "Ъ-Дом" выяснил, куда стремятся россияне и что чаще всего мешает им переехать.
Связанный с COVID-19 кризис не только вызвал ухудшение экономического положения россиян, но и заставил многих из них задуматься о смене места жительства на фоне развития форматов удаленной работы. По крайней мере в то, что этот процесс подтолкнет внутренние миграционные процессы, верит руководитель Центра городской антропологии КБ "Стрелка" Михаил Алексеевский. "Сейчас многие россияне получили возможность работать, например, в московской компании, оставаясь в своем регионе, люди рассматривают такой формат как возможность сэкономить, в частности, на аренде жилья",— рассуждает он. Этот тренд эксперт называет беспрецедентным шансом для небольших исторических городов, в которых можно поддерживать комфортный уровень жизни. Хорошие примеры — Коломна и Суздаль, к последнему сейчас высокий интерес у платежеспособной публики.
Хотя глобально карта наиболее интересных для переезда внутри страны городов, похоже, сильно не изменилась. Так, согласно результатам опроса сервиса Tvil.ru, 28,75% россиян хотели бы начать новую жизнь в Краснодаре, 18,75% — в Санкт-Петербурге, 13,75% — в Севастополе, а 11,88% по-прежнему стремятся в Москву.
Востребованные направления
Гендиректор фонда "Институт экономики города" (ИЭГ) Александр Пузанов рассказывает, что в России с целью изменения постоянного места жительства ежегодно мигрируют 4,5 млн человек, в последние годы это значение стабильно. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга заметно высокий миграционный спрос, по его словам, в Тюмени и Красноярске. "Во многом это связано с большим размером этих субъектов страны: их жители активно переезжают в региональные центры",— рассуждает господин Пузанов. Управляющий партнер компании "Новая земля" Григорий Соломин добавляет к этому перечню Казань.
Александр Пузанов отдельно предлагает выделить Краснодарскую агломерацию, куда уже длительное время активно переезжают жители регионов северной части страны: к ним в прошлом году на фоне пандемии COVID-19 и действовавших ограничительных мер добавились жители Москвы и других крупных городов. По расчетам ИЭГ, Краснодарская агломерация действительно демонстрирует наиболее высокий в России темп прироста населения: за последние десять лет оно увеличилось более чем на 21%. Для сравнения: в Москве аналогичный прирост оценивается только в 14,4%, а в Санкт-Петербурге — в 12,6%.
Рост населения Краснодарского края происходит, в частности, благодаря высокой доступности жилья, которая обеспечивается большими объемами его строительства. "Часто оно ведется в ущерб качеству городской среды и социальной инфраструктуре. Например, обучение в две смены из-за нехватки школ — привычная ситуация для Краснодара",— поясняет господин Пузанов.
Сдерживающие факторы
Несмотря на пандемийный тренд, уровень внутренней миграции в России, по оценкам Александра Пузанова, находится на сравнительно низком уровне. Это объясняется кризисом, что, по словам эксперта, в текущих условиях не позволяет отвечать на существующие экономические вызовы. "Ведь в большинстве случае люди меняют места жительства, стараясь улучшить качество жизни, получить более высокооплачиваемую работу",— поясняет он свою мысль. Наиболее очевидно, что миграция сдерживается большой разницей в стоимости жилья в крупных и небольших городах: продав квартиру в Челябинской области, человек не может купить себе жилье в Москве.
Этот тренд наглядно описывают результаты исследования SRG. Так, легче всего в Москву переехать жителю Санкт-Петербурга, которому для этого придется продать всего 1,67 квартиры в родном городе. На втором месте — Сочи, где горожанину надо реализовать в среднем 1,86 квартиры. Намного тяжелее выходцам из Магнитогорска: стоимость квартиры в Москве сопоставима с 7,49 таких же в их городе. Ненамного лучше ситуация у жителей Астрахани и Челябинска, где индекс составляет 5,96 и 5,85 соответственно.
Хотя прогнозировать что-либо в условиях нестабильного рынка довольно сложно, вряд ли стоит ждать, что города—лидеры и аутсайдеры рынка в обозримом будущем поменяются, констатирует партнер SRG Борис Терехов. Он соглашается, что сейчас в стране наблюдается прямая зависимость между возможностью миграции в крупные города и ростом цен на недвижимость. "Людей зачастую останавливает туманная перспектива уехать из квартиры, которая находится в собственности, в съемное жилье в крупном городе: далеко не все в регионах имеют сразу несколько квартир, в случае реализации которых можно позволить себе приобрести альтернативную недвижимость",— рассуждает он.
Решить эту проблему, по мнению Александра Пузанова, мог бы развитый цивилизованный рынок арендного жилья, но сейчас его нет. "Это приводит к "отходнической" миграции: 500 тыс. человек в год уезжают на несколько месяцев работать в крупные города, после чего возвращаются в свой регион",— констатирует он. Такой тренд, продолжает эксперт, можно считать скорее негативным с социальной точки зрения: это часто приводит к вынужденному раздельному проживанию родителей и детей.
Борьба за население
Григорий Соломин называет провоцирующую внутреннюю миграцию борьбу городов за горожан мировой нормой, и Россия не исключение. "Причины переезда у людей самые разнообразные, но глобально если их город не может удовлетворить насущные потребности, они находят ответы на свои запросы в других местах",— рассуждает он. Любую конкуренцию, по мнению эксперта, стоит рассматривать как позитивное условие. Никакого смысла сдерживать внутреннюю миграцию нет и по мнению Александра Пузанова, который напоминает, что развитие городов в принципе не может быть равномерным: "Напротив, переезжая, люди помогают экономике развиваться, оперативно реагируя на появляющиеся вызовы, а проблемы ложной урбанизации, когда люди переезжают в город без перспективы трудоустройства, в России сейчас нет".
Потенциальным негативным последствием роста внутренней миграции для удаленных от крупных городов местностей, по мнению господина Пузанова, может быть отток населения, который ведет к их запустению. Но единственный адекватный способ реагировать на это — их развитие, констатирует он. "Города должны работать как бизнес: понимать свою целевую аудиторию, использовать свои уникальные ресурсы, делать ставку на то, что другой город предложить не сможет, развивать конкурентные преимущества, а не размазывать тонким слоем и без того небольшие ресурсы",— убежден Григорий Соломин. В пример он ставит Кремниевую долину в Калифорнии, которой удалось выстроить собственную экосистему. Среди небольших российских городов позитивным эксперт считает опыт Королева и Коломны: первый сделал ставку на образование, второй — на потенциал собственного культурного наследия.
Альтернативные направления
Но далеко не всегда внутренняя миграция ограничивается переездом взрослого работоспособного населения. Михаил Алексеевский напоминает, что помимо классической миграции для смены текущего места жительства на более комфортное и перспективное в России достаточно развит переезд для получения образования. Молодежь переезжает в крупные города для получения образования. Кроме того, существует и вахтовая миграция для временной работы. Популярными направлениями для этих процессов, по мнению эксперта, можно назвать как все города-миллионники, так и нефтегазовые города.
Александр Пузанов называет отдельной темой миграцию с севера на юг людей пенсионного возраста. В России этот процесс поддерживается государством: жители Крайнего Севера и приравненных к нему территорий могут получить субсидии на приобретения жилья и переезд. "В целом это логично: содержание пенсионера на юге обходится государству дешевле, чем на севере: нет необходимости платить северные надбавки, человек меньше болеет, а значит, и нагрузка на систему здравоохранения меньше",— рассуждает эксперт. Тем не менее к этому вопросу, по его мнению, нужно подходить аккуратно: "Переезд людей пенсионного возраста часто сопровождается разрывом социальных связей с семьей, сокращением общения с внуками".
Сравнительно новым видом миграции для российских городов на фоне пандемии COVID-19 стали так называемые временные жители, которые, получив возможность работать удаленно, перемещаются на ограниченный срок в города с благоприятной средой и даже просто комфортным климатом. Впрочем, это уже привело к ряду проблем. Ярким примером этого тренда, по словам Григория Соломина, стал Сочи, который сейчас испытывает колоссальную нагрузку на инфраструктуру даже вне курортного сезона. На этом фоне часть существующих предложений урбанистов направлена на то, чтобы остановить в городе выдачу разрешений на строительство апартаментов.
Фото "Коммерсантъ"/ Getty Images