Эту задачу могут доверить региональным операторам
Минстрой России и Фонд развития территорий (ФРТ) разработали законопроект с новыми подходами к переселению граждан из аварийных домов. Значимое дополнение — появление для этих целей региональных операторов. Они позволят унифицировать наем подрядных организаций, например, найти тех, кто вывезет строительный мусор, и наладить взаимодействие с застройщиками. Между тем в Госдуме отмечают, что расселять проще в тех регионах, где идет активное жилищное строительство и реализуются проекты комплексного развития.
Переселение по-новому
Минстрой России и ФРТ разработали законопроект по переселению граждан из аварийных домов, сообщили "Известиям" в пресс-службе ППК "Фонд развития территорий". В настоящее время он проходит процедуру общественных обсуждений.
Планируется, что, в соответствии с новым документом, собственник получает денежное возмещение за изымаемое жилье, рассчитанное, исходя из рыночной стоимости земельного участка за вычетом затрат на снос или реконструкцию.
Также в субъектах РФ могут появиться региональные операторы по переселению граждан из аварийного жилья, они получат займы от Фонда развития территорий. Согласно законопроекту, такие компании будут представлять собой некоммерческие организации. Создание оператора не является обязанностью субъекта РФ, если меры поддержки оказываются гражданам без использования фондовых средств.
Предполагается, что региональные операторы при финансовой поддержке ФРТ будут приобретать жилье или привлекать застройщиков для его строительства. Затем — предоставлять жильцам аварийных домов квартиры по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
— Новый механизм позволит людям получить необходимые ресурсы, а дальше уже самим решать, где им реализовывать свое право на новое жилье. Это дает большое поле для маневров как для жителей регионов, так и для государства, — сказал "Известиям" глава Чувашии Олег Николаев. — Сегодня накопился большой блок вопросов, который требует учета мнений самих жителей. В частности, очень много аварийного и ветхого жилья, которое далеко от современных стандартов по площади. А согласно закону регионы должны предоставлять идентичные по характеристикам жилье.
Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский отмечает, что аварийное жилье — "довольно острая проблема".
— Предлагаемое решение видится мне позитивным как минимум в той части, что возможностей у региональных операторов будет гораздо больше, чем у муниципалитетов, — говорит законодатель. — Во многих населенных пунктах сейчас нет активного жилищного строительства, и вопрос расселения решается исключительно покупкой жилья на вторичном рынке, предложение на котором, с одной стороны, довольно ограничено, а с другой — реальный оставшийся срок эксплуатации, возможно, также не высок.
Глава Орловской области Андрей Клычков отмечает, что применяемые механизмы с использованием внебюджетных источников — комплексное развитие территорий, проекты "Дом-эконом", "Ответственный застройщик", — позволяют существенно снизить нагрузку на региональный бюджет.
Что стране даст новый механизм
Эксперт направления "Народный фронт. Аналитика" Павел Склянчук разъясняет, что регоператоры позволят унифицировать наем подрядных организаций, например, найти тех, кто вывезет строительный мусор, и наладить взаимодействие с застройщиками.
— Чтобы снести старый дом, надо сперва построить новый, и здесь важна координация, — говорит эксперт. — Власти формируют госзаказ на расселение аварийного жилья для строительного рынка по принципу "квартиры в обмен на землю".
Генеральный директор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов отмечает, что сегодня доля аварийного жилья существенно различается между регионами, наиболее проблемная ситуация в районах Дальнего Востока и Севера (Карелия, Коми, Бурятия, Забайкалье и др.) — наследие эпохи ускоренной индустриализации этих регионов во второй половине XX века.
При этом зачастую имеются резкие контрасты даже между соседними субъектами, добавляет собеседник. Например, одна из самых высоких долей аварийного жилья в Карелии, а одна из самых низких — в Мурманской области, "при этом значения показателя различаются на порядок". Второй фактор — возможности региональных бюджетов: несмотря на то что значительная часть поддержка осуществляется за счет субсидий из средств федерального Фонда развития территорий, условия программы требуют также софинансирования из региональных бюджетов. Наконец, третий фактор, который выделяет эксперт, — отношение региональных властей к реализации федерального проекта и организация работы.
— Стоит задача расселить максимальное количество человек, сделать это можно уменьшением стоимости квадратного метра нового жилья, но из-за этого пострадает качество квартир, — замечает, в свою очередь, член комитета "Деловой России" по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ Сергей Шаравин. — Другой вариант — строить дома качественно, но тогда в рейтинге по переселению быть худшим. Почти все идут по первому пути. Решение — определить критерии качества нового жилья для переселения и привлечение инвестиций и частного капитала.