Вы здесь

Перспективное слияние. А. С. Пузанов о развитии Краснодарской агломерации

Дата публикации: 12.09.2023

Агломерации ЮФО в числе наиболее перспективных в РФ. По мнению экспертов, этому способствует рост населения и активная застройка. Замедляют развитие несовершенства в законодательной базе и подход к децентрализации

Кумулятивный эффект

48% ВВП российской экономики и 47% инвестиций в основной капитал приходится именно на крупнейшие агломерации. Кумулятивный эффект достигается за счет концентрации трудовых ресурсов и инфраструктурных решений.

На Юге России в числе крупнейших в РФ оказались Ростовская и Краснодарская агломерации. По данным "Центра стратегических разработок", валовая добавленная стоимость в ВРП на душу населения здесь превышает среднероссийское значение.

Краснодарский путь

Разработкой долгосрочного плана социально-экономического развития Краснодарской агломерации занимается министерство экономики региона и администрации муниципалитетов, входящих в состав агломерации — Краснодар, Горячий Ключ, Динской и Северский районы. При этом Краснодар стал одной из трех пилотных территорий, где апробируется система долгосрочных планов.

По мнению замдиректора по проектным вопросам ООО "НИИ перспективного градостроительства" Ирины Гришечкиной, чтобы агломерация развивалась необходимо продумать, прежде всего, транспортную доступность с точки зрения логистики.

Оторванность стратегии

По словам эксперта, сдерживающим фактором развития агломерации является отсутствие единого документа, который бы осуществлял взаимоувязку и координацию всех работ в рамках транспортного развития.

Схожим мнением поделился генеральный директор Фонда "Институт экономики города" (ИЭГ), директор направления "Муниципальное экономическое развитие" Александр Пузанов.

"Краснодар является одной из трех пилотных агломераций, где разрабатывается долгосрочный план социально-экономического развития Краснодарской агломерации. Это специальный документ, который утвержден распоряжением правительства РФ, в рамках которого разрабатываются пилотные планы, но в этом то и проблема, что они разрабатываются в отсутствии полноценной стратегии. Это фактически уже план мероприятий, куда пытаются вписать проекты, которые должны быть в такой стратегии, но они не всегда стыкуются с тем, что написано про Краснодарскую агломерацию в стратегии социально-экономического развития Краснодарского края", — объясняет Пузанов.

По словам эксперта, стратегия должна определить основные направления развития агломерации, по которым согласовано будут двигаться все муниципальные образования, входящие в ее состав. Ключевую роль здесь играет то, что планируют соседи через границу муниципального образования.

"Самое главное — это согласование дорожной сети, чтобы дороги не обрывались на границе муниципального района. Кроме того, должны появиться ключевые стратегические направления и проекты. Например, единый проездной билет для жителей муниципальных образований, входящих в Краснодарскую агломерацию, чтобы можно было транзитом по единому билету доехать из станицы Динской до, условно говоря, Горячего ключа. Это могут быть проекты инвестиционные, институциональные, по согласованию каких-то ключевых положений в муниципальных документах по территориальному планированию. Многое можно включить в этот список. Для этого и делается стратегия. Целью должно стать эффективное использование земельных ресурсов и распределение трудового потенциала", — добавляет Александр Пузанов.

Донской подход

Власти Ростовской области формируют общую транспортную инфраструктуру по агломерационной модели уже более 10 лет. Так, экспозиция "Большой Ростов", как территория, состоящая из Ростова-на-Дону и городов-спутников Батайск, Аксай, Азов, Новочеркасск, а также нескольких муниципальных образований была представлена еще в 2012 на выставке "Транспорт России". Тогда же в правительстве региона был создан совет по развитию Ростовской агломерации.

Окончательный закон "О развитии агломераций в Ростовской области" был принят в регионе в июне 2022 года. Как комментировал тогда председатель Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко, он позволит развивать межмуниципальное сотрудничество без формального объединения границ расположенных рядом городов и районов трех существующих региональных агломераций — Ростовской, Волгодонской и Восточно-Донбасской.

Будущие слияния

Вместе с тем, как отмечают эксперты, несмотря на такую оптимизацию, автономия отдельных территорий внутри Ростовской агломерации вопрос времени.

"Границы "Большого Ростова" фактически и так уже установлены. Есть аэропорт "Платов", есть Северный и Восточный обходы, и присоединение Аксая и Батайска — это, скорее, дело времени. Эти территории с Ростовом прочно связывает рабочая миграция, а также новая застройка, однако, хотелось бы, чтобы их в полной мере объединила еще и транспортная инфраструктура — с этим пока есть сложности. Город продолжит разрастаться и перспективными направлениями станут Новочеркасск, Азов и Мясниковский район. Это не хорошо и не плохо, ведь агломерации — главные центры притяжения в масштабах страны и их развитие при любом крупном городе связано с усиливающейся конкуренцией регионов за все виды ресурсов, в том числе, ресурсы человеческие", — поделилась своим видением директор Центра компетенций по развитию городской среды Ростовской области Александра Харченко.

 

Статья целиком на сайте РБК от 8 сентября

Фото РБК Краснодар

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть