Вы здесь

Почему Саратову не избежать введения платы за парковку. Экспертное мнение Т. Д. Полиди

Дата публикации: 31.07.2023

Идея введения платной парковки делает уже не первый круг, но все никак не приземлится в Саратове

Ни даром, ни за плату

Первое заявление о введении платной парковки в Саратове прозвучало в 2017 году, через пять лет после того, как они появились в Москве (в Санкт-Петербурге платные паркинги открылись тремя годами позже). В Ассоциации развития парковочного пространства замечают, что власти российских городов часто засматриваются на опыт двух столиц. С точки зрения муниципальных бюджетов – это "деньги из воздуха". "Создание платной парковки - одно из самых простых решений для городских администраций, которые не хотят заниматься развитием парковочного пространства", - заявил СарБК исполнительный директор Ассоциации Андрей Коротков.

Не комильфо для центра агломерации

По наблюдениям Андрея Короткова, введение платных парковок вызывало недовольство жителей во всех городах - от Хабаровска до Самары (по последним данным, "платные" улицы или районы есть в 20 городах страны). "Мало кому нравится платить деньги за то, что раньше было бесплатно", - замечает эксперт. Вице-президент Фонда "Института экономики города" (Москва), кандидат экономических наук Татьяна Полиди в комментарии СарБК на это ответила: "Миф о том, что в городе можно жить с бесплатными парковками и всем их будет хватать, часто эксплуатируется. Гражданин говорит, что хочет видеть в городе только бесплатные парковки и всегда найдется депутат, который будет эту точку зрения использовать. Но у нас не будет настолько развита система транспорта, чтобы все горожане отказались от автомобиля. Это утопия, такого не будет. И потом, что значит разовьем систему общественного транспорта? До какой степени? Непонятно. Улучшать ситуацию в сфере общественного транспорта — это постоянная обязанность города. Но я не понимаю, зачем ждать какие-то результаты этой работы, чтобы вводить платную парковку. Вот если бы в городе совсем не было общественного транспорта, тогда было бы странно вводить платную парковку. А он есть и работает примерно так же, как в других сопоставимых городах. Я была в Саратове несколько лет назад и не увидела запредельных транспортных проблем".

В Ассоциации развития парковочного пространства также считают развитую систему общественного транспорта размытой и весьма отдаленной целью: "Это не делается моментально, а проблему надо решать сегодня". И замечают, что такая альтернатива вряд ли станет экономически привлекательной для автомобилистов: "Человеку надо на два часа в центр, он также должен заплатить за дополнительную поездку на общественном транспорте. Это сопоставимо с тем, что он приехал, оставил машину на час, решил вопрос и уехал". Еще один аргумент, который используют противники платной парковки – это низкий уровень жизни саратовцев. Виктор Марков говорит: "Передовой опыт Москвы относится к богатым москвичам и к их возможностям. Давайте до Москвы дорастем по уровню благосостояния, а потом о платных парковках задумаемся".

Татьяна Полиди считает, что в российских городах (кроме Москвы) установлены вполне посильные для горожан тарифы. К тому же, стоимость парковки, по словам эксперта, является платой за комфортную городскую среду: "Платная парковка обычно вводится в зонах с интенсивным трафиком. Это, как правило, центр города. Жители должны понимать, что если они хотят припарковаться на пять часов, то должны за это заплатить. Тогда вы будете планировать свой день так, чтобы приехать на сорок минут или на час, а потом освободить место для другого человека. Это регулирование использования ограниченного общественного пространства. Нам надо так его организовать, чтобы доступ к нему имели все жители города. И при этом не создалось неудобств для пешеходов или жителей центра в виде автомобилей на тротуарах, газонах. Я считаю, что 30, 40, даже 50 рублей в час не является запредельно высокой суммой для автолюбителей. Поэтому мы рекомендуем создать платную парковку. Тем более, что Саратов — это не просто центр региона, это крупный город, ядро саратовской агломерации с населением больше миллиона человек. Такому городу уже, скажем так, не "комильфо" оставаться без платной парковки".

Редкий город обошелся без скандалов

В "Институте экономики города" затруднились предположить, почему в Саратове организация платной парковки растянулась на шесть лет, но отметили, что если в крупном городе не применяется этот инструмент, значит, его руководителям никто не объяснил, что платный паркинг сегодня является для современного города аксиомой. В Ассоциации развития парковочного пространства уточнили, что платная парковка - "это простое решение, но непростое дело". "Редко какой город обошелся без скандалов. Были случаи, когда платные парковки то вводили, то убирали, за дело брался один оператор, но потом от него отказывались и приходил другой, сначала этим занимались коммерческие структуры, а потом их меняли на муниципальные предприятия. Говорить о том, что сегодня есть алгоритм работы, нельзя. Он не отработан. Здесь много хорошей и нехорошей инициативы местных администраций", - сетует Андрей Коротков.

А еще необходимо избегать рисков в экономике тех улиц, на которых вводится платная парковка. "Люди могут добираться пешком, на автобусе, могут припарковаться на личном автомобиле. Если вы у них отнимаете возможность припарковаться на личном автомобиле, то те, кто на нем раньше ездил, не приедут сюда и ничего не купят", - предупреждает Татьяна Полиди.

 

Статья целиком на сайте "СаратовБизнесКонсалтинг" от 27 июля

Фото "СаратовБизнесКонсалтинг"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть