Вы здесь

А.С. Пузанов не видит серьезных причин, которые могли бы изменить глобальные тренды перераспределения населения

Дата публикации: 26.07.2020

Миграция жителей крупных городов в меньшие по размеру населенные пункты стала одной из важных тем в период пандемии

Часть исследователей, ссылаясь на данные, полученные весной и в начале лета, указывали на то, что эти изменения могут иметь систематический характер и в дальнейшем приведут к тому, что люди чаще будут делать выбор в пользу жизни в малых городах и сельской местности. Их оппоненты отмечали, что действительно наметившееся в это время движение за пределы мегаполисов показало в том числе и неготовность малых территорий к таким переменам, а значит, изменения будут носить временный характер. Выводы двух исследовательских групп обсуждались на круглом столе, который состоялся в Общественной палате в пятницу, 24 июля. "Известия" проследили за ходом дискуссии.

Смена стереотипов

В течение июля собственные исследования, посвященные тому, как коронавирус сказался на городском образе жизни и на отношении горожан к возможному переезду за пределы мегаполисов, выпустили в том числе исследовательская группа "Циркон" и Центр территориальных изменений и городского развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Выводы исследователей оказались противоречивыми. Если исследователи РАНХиГС, ссылаясь в том числе на растущий спрос на аренду и приобретение загородной недвижимости, указывали, что в стране назрело изменение поведенческих практик в этом отношении, то в "Цирконе", напротив, отмечали, что говорить о серьезных изменениях преждевременно. В том числе из-за неподготовленности самих малых территорий.

Перспективы дальнейшего освоения малых населенных пунктов с участием обеих сторон, а также привлеченных экспертов, в пятницу, 24 июля, обсудили на круглом столе в Общественной палате. Организаторами мероприятия выступили Экспертный совет по малым территориям (ЭСМТ), Общественная палата РФ, РАНХиГС, "Циркон" и центр социального проектирования "Платформа".

Исследование группы РАНХиГС во многом было сосредоточено на вопросах государственной политики, связанной с возможными изменениями в предпочтениях россиян относительно их жилищных условий. Отток людей из городов, по мнению составителей — директора Центра территориального развития, председателя комиссии Общественной палаты по территориальному устройству и местному самоуправлению Андрея Максимова и старшего научного сотрудника центра Дмитрия Соснина, — поставил под вопрос сложившуюся сегодня систему расселения, сосредоточенную вокруг нескольких десятков крупных городских агломераций.

"Реакция на пандемию в форме "бегства" из крупных городов, наблюдавшаяся весной 2020 года в России, заставляет критически отнестись к ставке на стимулирование агломерационных процессов в государственной политике пространственного развития", — отмечается в выводах исследования.

В частности, указывает Андрей Максимов, спрос на аренду загородного жилья в период пандемии вырос на 213%, спрос на ИЖС — на 11–12%. Последний показатель, по его мнению, говорит о реальных изменениях в формировании долгосрочной жизненной стратегии людей, что, в свою очередь, делает более обоснованными инвестиции в развитие инфраструктуры и городской среды в небольших населенных пунктах.

"Нам кажется, что поведенческие стереотипы будут меняться и назрело изменение государственной политики в этой сфере", — отмечает он.

В этом случае внимание государства может сместиться с обустройства больших общественных пространств к малым — например, дворовым территориям, подъездам, отдельным жилым помещениям.

При приобретении жилья важной также становится возможность выбирать между типичной квартирой в многоэтажке или другими формами жилья. Чтобы поддержать эту тенденцию, потребуется не только разработка льготных программ по кредитованию ИЖС, но и обеспечение этих территорий необходимой социальной инфраструктурой.

При этом, подчеркивают исследователи, речь идет не столько о переезде из крупных городов в села, сколько в целом о движении от населенных пунктов с высокой плотностью населения к тем, где концентрация людей будет меньше.

Вопрос репутации

Несмотря на то что "небольшой потенциал" для движения из города есть, привлекательность крупных населенных пунктов остается в разы больше, и говорить о системных изменениях преждевременно, полагает руководитель исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин.

Фундаментальным барьером для массовой миграции населения в небольшие населенные пункты, по его мнению, остается неготовность этих территорий. Отсутствие социальной и транспортной инфраструктуры, несовершенство системы здравоохранения, невозможность получить привычный уровень комфорта.

— Многие поняли, что, убежав из большого города, в случае заболевания они оказываются в более рискованном положении, чем городские жители, — отмечает он.

Кроме того, по его словам, работа с фокус-группами в Москве выявила и другие факторы, которые могут сыграть против переезда. В частности, многими переезд в небольшие населенные пункты рассматривался как признание неудачи и понижение социального статуса. Прежде всего это касается тех, кто когда-то перебрался в мегаполис не только за повышением своего уровня жизни, но и за достижениями.

На фоне пандемии "у регионов неожиданно появился шанс", отметил генеральный директор "Картфонда" Александр Панин. В том числе за счет временного возвращения в родные места тех, кто когда-то переехал в большие города.

Однако из-за настороженного отношения к Москве и другим мегаполисам как к источникам распространения инфекции, реализовать этот шанс на местах, по его мнению, не удалось. Из-за недоверчивого отношения местных жителей и общей эпидемиологической ситуации, приезжие не только столкнулись с невозможностью обеспечить себе привычный уровень комфорта, но и просто оказались "за периметром жизни". В результате сейчас, по данным организации, движение в обратном направлении происходит даже с большей скоростью.

Пробить плотину

Судить о том, приведет ли пандемия к массовому оттоку населения из мегаполисов в будущем, преждевременно. Однако уже сейчас можно сказать, что люди, вероятнее всего, пересмотрят отношение к организации своего личного пространства и, следовательно, жилищных условий, полагает большинство экспертов.

— Объективно мы пока не можем в полной степени оценить все последствия этого процесса — говорить о том, что пик пройден, мы спустились с горы, и на основании этого можно делать дальнейшие выводы, было бы слишком оптимистично, — сомневается профессор РАНХиГС Эмиль Маркварт, подчеркивая, что мнение его коллег является мнением отдельной группы исследователей.

Пандемия, предполагает он, приведет к усилению тренда на приобретение второго жилья, но не в качестве основного места жительства. При этом речь будет идти преимущественно о местностях, расположенных поблизости от больших агломераций.

Не видит серьезных причин, которые могли бы изменить глобальные тренды перераспределения населения, и генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов. В первую очередь подвергнуться пересмотру, по его мнению, может сравнительная ценность жилья в городе и за городом, а также общественных пространств и территорий в непосредственной близости от места жительства того или иного человека.

Тем не менее тенденции, возникшие на фоне распространения коронавируса, позволили пробить плотину скептицизма в отношении переезда в меньшие по размеру населенные пункты и помогли лучше понять, как может выглядеть дезурбанизация, уверен заведующий кафедрой общей социологии факультета общих социальных наук НИУ ВШЭ Никита Покровский.

Отказаться от автоматизма

Пандемия вывела большинство людей из режима "автоматизма существования", многие начали заново оценивать место своей жизни с точки зрения безопасности, экологии, возможностей дистанционной работы, и малые территории могут использовать этот шанс для своего развития, рассказал "Известиям" основатель центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов, выступивший модератором круглого стола.

— Дискуссия показала, что даже если массовое желание к переезду и возникнет, реализовать его будет непросто из-за разности потенциалов территорий. Выиграют те центры, которые уже достаточно развиты, чтобы не создавать ощущения сильного разрыва с крупным городом, и те, в которых будут реальные программы адаптации для жителей крупных городов, — отмечает эксперт.

Таких территорий сегодня в стране немного, большая часть из них встроена в крупные агломерации. Для того чтобы реализовать потенциал для перемен, потребуется использовать новые инструменты.

В том числе пересмотреть подходы к пространственному развитию, создавая девелоперские проекты, отвечающие современным стандартам, вместо типовой массовой застройки или задействовать механизм обратной ипотеки, позволяющий оплачивать жилье в небольших городах или сельской местности за счет долгосрочной аренды своей городской недвижимости.

Использовать новые технологии, в том числе телемедицину, для решения проблем в социальной сфере.

Готовность территорий является основным фактором, определяющим их привлекательность для жителей крупных городов, задумывающихся о переезде. И важно в этом случае не только наличие базовой инфраструктуры и привычный уровень комфорта, но и возможность после переезда оставаться встроенным в общую систему, сохраняя связь с другими центрами жизни в стране, солидарны все исследователи.

 

"Известия" от 26 июля

Фото "Известия"/ Константин Кокошкин

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть