Московский институт "Стрелка" опубликовал интересные выводы по итогам исследования московской агломерации на основе Big Data, подготовленного к Московскому урбанистическому форуму – 2017.
В ходе исследования удалось впервые сформировать карты агломерации и подсчитать население входящих туда муниципалитетов. Получилось с высокой точностью очертить районы, значительная доля жителей которых ездит на работу в Москву, проанализировать объем рабочих мест во всех частях агломерации, а также реальную численность населения.
Хитрости Петербурга
Несмотря на отсутствие подобного исследования для Петербурга и огромную разницу между двумя столицами, обе страдают от схожих болезней развития. В частности, Петербург с Ленинградской областью, несмотря на административные границы, также представляют собой большую агломерацию. В центр Петербурга, как и в центр Москвы, каждое утро едет на работу довольно много людей.
"Когда мы представляем агломерацию, то часто понимаем центральный город как некую точку, пусть и очень большую, вокруг которой расположена спутниковая зона. Но с Петербургом все несколько хитрее", – говорит заместитель директора направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" и доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Роман Попов.
Эксперт объясняет, что после того как с конца 90-х годов первый пояс агломерации был присоединен к городу (Пушкин, Петергоф, Ломоносов, Репино, Колпино и пр.), получилось так, что сейчас сам по себе город федерального значения Санкт-Петербург представляет собой агломерацию, которая "накрыта" городской чертой. По его словам, Москва что-то подобное прошла еще в начале 60-х годов прошлого века, когда построили МКАД и присоединили к тогдашней Москве ближайшие подмосковные города и поселки – Тушино, Перово, Кунцево и пр. Правда, Москва их с тех пор "переварила" и впоследствии "выплеснулась" за МКАД. Если же посмотреть на агломерацию Петербурга, то там немного крупных населенных пунктов, которые не входят в черту города. Гатчина – крупнейший из них. Вокруг Петербурга, в отличие от Москвы, не был сформирован мощный пояс городов-стотысячников, а немногие сформировавшиеся (Колпино, Пушкин) стали частью Петербурга.
Разобраться с собой
В свою очередь, Москву по МКАДу окружает целый ряд довольно крупных самостоятельных городов, поэтому, как считает Роман Попов, на нее оказывается большая нагрузка со стороны спутников. "Для Петербурга это нехарактерно. Да, неподалеку активно застраивается и развивается, например, Кудрово, и это влияет на инфраструктуру города, но масштабы, разумеется, не те, поэтому уровень проблем, которые стоят перед московской агломерацией и петербургской, различен", – говорит доцент НИУ ВШЭ.
Роман Попов утверждает, что петербургская агломерация существенно менее развита по сравнению с московской: "Петербург не так давно поглотил часть ближайшего пояса агломерации и до сих пор еще ее не “переварил”, поэтому задачи развития Петербурга заключаются сегодня не столько в выстраивании взаимодействия с Ленинградской областью, хотя это тоже важно, сколько в выстраивании отношений внутри границ города. Требуется балансирование развития с учетом тех очень разных и далеко не идеально интегрированных друг с другом территорий, которые составляют сейчас “тело” Санкт-Петербурга. Ему бы внутри себя разобраться, я бы так сказал!"
Договориться с областью
Что касается взаимодействия города с прилегающими территориями Ленинградской области, то, по мнению доцента НИУ ВШЭ, оптимальный путь развития любой агломерации – формирование определенной системы договоренностей между субъектами, которые эту агломерацию формируют. Эти договоренности могут быть краткосрочными или долгосрочными, касаться конкретного вопроса или широкого их круга и т. п.
Так, Роман Попов поясняет, что могут возникать ситуации, в которых муниципальные образования или муниципальное образование и субъект федерации по-разному видят развитие прилегающей территории: "Допустим, область хочет строить какое-то крупное предприятие (например, мусоросжигающий завод) непосредственно на границе той территории, где город планирует строить жилой квартал. Это явный конфликт, который может быть погашен на ранней стадии, если будут запущены согласовательные процессы".
Тут вам не столица
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от фракции "Справедливая Россия" Надежда Тихонова утверждает, что у Москвы, по сравнению с любым другим городом, одно большое преимущество – доступ к федеральному бюджету: "У них метро развивается темпами, которые нам даже не снились, потому что денег таких нет. И вся остальная транспортная инфраструктура в Москве развивается быстрее, что для городской агломерации просто жизненно важно. Правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти серьезно не занимались разработкой и планированием развития агломерации. Есть попытки, но пока мы не видим какой-то цельной политики в действии. Поэтому наше преимущество в том, что еще есть возможность спланировать будущее развитие агломерации, используя все существующие наработки и подключив исследователей современной урбанистики".
Первое, что, по мнению депутата, просто необходимо сделать в самое ближайшее время, – законодательно обеспечить совместное территориальное планирование Петербурга и Ленобласти: "Сейчас существует некий координационный совет, который собирается для обсуждения планирования территорий на границе города и области. Однако решения этого совета не имеют юридической силы. Например, город сегодня отчаянно нуждается в дополнительных свалках. Область может пообещать предоставить какие-то площади для этого, но это обещание никто не обязан выполнять. Сегодня пообещали – завтра отказались от своих слов. И пока у нас не будет совместного генерального планирования, мы будем повсеместно сталкиваться с проблемами транспортной и социальной инфраструктуры в спальных районах".
Второе, что, по мнению депутата от "Справедливой России", стоит осуществить, – это реализовать серьезный профессиональный подход к транспортному планированию: "Нам нужно развивать общественный транспорт, в том числе, например, наземные городские электрички. Они есть во многих европейских городах, в Риме и Берлине. Они позволяют разгрузить автомобильные дороги, а люди могут передвигаться без пробок. Развивать метро, конечно, тоже необходимо более интенсивно, так как город растет очень быстро. Во многих новых кварталах вообще нет социального общественного транспорта, одни маршрутки, что я считаю неприемлемым".
И третье, что, как считает Надежда Тихонова, необходимо сделать для развития петербургской агломерации, – уделить должное внимание проблемам окружающей среды и экологической безопасности: "У нас в огромном городе до сих пор нет ни одного мусороперерабатывающего завода. Представьте, какое количество отходов каждый день производит наш город. Складировать это все, во-первых, уже некуда, а во-вторых, это технологии прошлого века, они не должны применяться в современной городской агломерации".
Москве помог полицентризм
У петербургской агломерации есть только одно глобальное преимущество – она примерно в три раза меньше по численности населения, чем московская. Так считает генеральный директор Института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов. Исходя из этого сложность и острота проблем в сферах транспорта, экологии, инженерной инфраструктуры несколько ниже. Также, по мнению эксперта, у петербургской агломерации есть такое преимущество как уникальные дворцово-парковые комплексы на территории
пригородной зоны, создающие точки экономического роста – например, для гостиничного девелопмента.
Антон Финогенов уверен, что московская агломерация находится в более благоприятном положении, во-первых, потому что это столица. Там концентрируются основные инвестиции в сфере транспорта. Во-вторых, исторически сложилось, что московская агломерация более полицентрична, чем петербургская. В столичной агломерации есть достаточно мощные общественно-деловые зоны, много крупных городов по 200–300 тысяч человек, каких нет рядом с Петербургом. Если бы московская агломерация не имела некоторых признаков полицентризма, из-за маятниковой миграции она бы встала в непрекращающуюся пробку, считает эксперт.
Альтернатива на периферии
Для успешного развития петербургской агломерации, по мнению Антона Финогенова, прежде всего нужно решить проблему занятости на периферийных территориях. "У людей практически нет альтернативы поездкам на работу в центр. Для этого нужно поддерживать активность общественно-деловых центров. Также есть большой потенциал у развлекательно-рекреационных зон на территории пригородов Петербурга. Это создаст рабочие места, которые дадут альтернативу жителям в спальных районах и районах Ленобласти", – говорит эксперт.
Кроме того, Антон Финогенов считает, что нужно существенным образом улучшить транспортную ситуацию за счет развития общественного транспорта, в первую очередь электричек. Сегодня они, по мнению урбаниста, работают неэффективно: постоянно снижается, особенно в зимний период, их количество, не всегда являются комфортными остановочные пункты.
Строить меньше и качественнее
Антон Финогенов считает важным найти баланс между объемом и качеством строительства недвижимости: "Количественный прогресс есть, а качественный крайне мал. Более пяти миллионов квадратных метров в год качественно строить Петербург и Ленобласть не совсем готовы. На мой взгляд, важно строить среднеэтажные комплексы для более комфортного проживания и транспортную инфраструктуру".
Для планомерного развития петербургской агломерации, по мнению Антона Финогенова, нужно найти некую форму управляющей компании или корпорации развития сложившейся зоны малоэтажной застройки как индивидуально, в рамках населенных пунктов, так и в рамках дачных поселений, где зачастую крайне низок уровень развития благоустройства – например, транспортная и инженерная инфраструктура оставляет желать лучшего, нет никаких общественных пространств.
Петербургская агломерация еще не нашла комфортный путь развития для себя. Ей есть чему поучиться как у европейских агломераций, так и у московской. Причем стоит обратить внимание не только на успешную реализацию качественно проработанных программ, но и на негативные последствия. Хорошо, если в процессе развития петербургской агломерации будут участвовать профессиональные урбанисты, роль которых пока недостаточно оценена и в Москве.