Как работает электронный домовой
Масштабный государственный информационный проект ГИС ЖКХ задуман, чтобы свести к нулю многие проблемы жильцов и сделать прозрачным сам рынок оказания коммунальных услуг. Экспертов настораживает, что вместо сети региональных виртуальных диспетчерских создается вертикальная система. Ее базы данных уже приходится наполнять и поддерживать за счет самих компаний, которые свои издержки включат в тариф потребителей.
Минкомсвязи впервые представило сайт государственной информационной системы жилищно-коммунального комплекса России (ГИС ЖКХ), который в идеале должен стать спутником и помощником любого домовладения. Сервисный сайт - лишь публичная и ключевая часть глобального проекта объединения рынка коммунальных услуг и системы контроля за их поставщиками в онлайн-режиме. Соответственно, функциональность портала, то есть востребованность у бизнеса и популярность у граждан будут зависеть от способности властей решить и некоторые системные проблемы ЖКХ.
Чем это поможет потребителю
По замыслу, портал должен стать чем-то вроде электронного домового, который поможет управлять своим коммунальным хозяйством «от и до». Но пока что с его функциями можно ознакомиться только визуально, сервисы работают в опытном режиме. На первый взгляд, их набор вполне соответствует заявленным целям закона о ГИС ЖКХ, принятому в прошлом году в рекордные сроки (в 2013 году президент сделал поручение разработать единую коммунальную систему, летом 2014-го закон уже был принят).
Сейчас на сайте пока нельзя (но потом будет можно после регистрации) оплатить коммунальные платежи, внести данные счетчиков, посмотреть состояние своего личного счета, узнать о задолженности и выставленных счетах, льготах, сроках ремонта дома. Всего для граждан представлено 15 сервисов, включая контрольные: сведения о лицензии своей управляющей компании (УК), ее рейтинге, типичных нареканиях и наказаниях, включая контакты подрядчиков. Несколько сервисов справочные и сопутствующие, особой ценности не представляют. Сейчас посмотреть свой дом на карте, увидеть на ней все обслуживающие организации и социальные объекты можно и в поисковых гео-информационных системах.
В целом же основной концепт сайта соответствует главному замыслу закона – онлайн-контроль за потреблением и оплатой своих услуг. Но пока в распоряжении пользователя будут все те же инструменты контроля, что есть сейчас на многих местных сайтах: опции «пожаловаться», «составить обращение», «задать вопрос» и прочие.
«Пока эффективность такого контроля будет в том, что активный потребитель сможет быстрее узнать, что ему насчитали больше положенного за услуги или быстрее установить телефон подрядной организации, хотя разбираться с ней все равно должна УК, - говорит руководитель жилищного сектора Института экономики города Ирина Генцлер. – Пока что информационная система просто отражает бумажную, не предполагая оперативное изменение ошибок и неправильных начислений по жалобе заявителя». Например, проблему двойных квитанций с помощью сайта ГИС ЖКХ вы пока решить не сможете, придется также делать это явочным порядком.
За базы данных заплатят жильцы
Для поставщиков услуг сайт (точнее, будущая система) предлагает уже своего рода панель управления бизнесом. Обращает на себя внимание опция «управление домом» (планы работ и услуг, сроки выполнения, прочее). Можно также «информировать граждан», «перейти» к «электронным паспортам домов», «приборам учета», «лицевым счетам жильцов», «договорам», «обращениям граждан» и прочему.
В целом речь идет не просто об информационной системе, а о «комплексе автоматизированных рабочих мест». По сути, все УК и коммунальные службы должны быть объединены в некую общую диспетчерскую службу с едиными множественными базами постоянно обновляемых данных. И хотя до централизованной службы еще далеко, участники рынка уже сейчас опасаются, что ведение этих справочников государство пытается переложить на их плечи.
«В нынешнем виде система усложняет работу управляющих компаний: им приходится вручную вбивать данные обо всех жильцах и платежах на сайт, - говорит директор НП "Национальный Жилищный Конгресс" Татьяна Вепрецкая. – Это дополнительные расходы для УК, а ведь мы обязаны конкурировать за потребителей, в том числе за счет снижения издержек. Если это будет на потоке и не автоматизировано, нам придется нести расходы еще и на программное обеспечение и закладывать все расходы в тариф».
Участников рынка также не устраивает, что вносить в «общий котел» приходится данные, которые они покупают (и должны будут регулярно покупать) у других госслужб, тоже по замыслу включенных в систему ГИС ЖКХ.
«Например, для организации собрания жильцов дома надо собрать и подать в ГИС ЖКХ информацию обо всех них, а за это Росреестр берет по 500 рублей за квартиру, - говорит Татьяна Вепрецкая. – От того, что в проекте участвуют много ведомств, все только путается и усложняется, хотя могло быть наоборот. Во всяком случае, почему мы, а по сути жильцы должны платить за обязательные для внесения в общую базу ЖКХ данные от тех же органов ЗАГСа, Миграционной службы и прочих?»
Ирина Генцлер тоже считает несправедливым, что данные от участников рынка следует собирать за плату, а не затребовать их в массовом порядке у госорганов. «Собранные и оплаченные другими организациями данные будут по сути присвоены государством», - говорит она и дополняет, что проект ГИС ЖКХ и федеральный закон о нем пока не отвечают на вопрос о сохранности и степени защиты личных данных. Например, по закону о защите персональных данных, граждан следует спрашивать письменное разрешение о дальнейшем использовании информации о вас.
«В нынешнем виде проекта предполагается, что мои личные коммунальные данные в том числе о платежах, составе семьи и проживающих могут быть доступны всему миру при определенной процедуре запроса», - говорит Ирина Генцлер.
Зачем центру знать о наших счетах?
ГИС ЖКХ – очередной масштабный государственный проект, на воплощение которого Минстрою и Минкомсвязи отведено около 8 млрд рублей до 2017 года (сейчас сумма может быть сокращена). Он создается на фоне таких вполне состоявшихся порталов как «Госуслуги», «Госзакупки», «Геоинформационный портал Росреестра» с его кадастровыми и имущественными базами данных. Есть также более специфические гео-информационные сервисы территориального планирования и прочие. Переживая свои болезни роста, каждый из них на этапе становления вызывал улыбку скептиков.
Наиболее резонансные скандалы были связаны с объединением на портале «Росреестра» баз данных кадастровой палаты (номера участков, границы и прочее) и регистрационной (все данные по недвижимости, ее владельцам и сделкам). В электронном виде сведения об участках и их владельцах стали меняться, а тысячи бумажных дел оказались не то утрачены, не то украдены, что вызывало у многих панику. Многих взволновали также исчезновения на электронной карте Росреестра границ их собственных промышленных и коммерческих участков, вместо которых оказались чьи-то дома, а то и просто пустыри и болота. В самом Росреестре Счетная палата в 2012 году нашла нарушений свыше 3,5 млрд рублей, поэтому и к новому мега-проекту у участников рынка тоже пристальное внимание.
«Конечно, в построении целой системы обмена и обработки большого объема правовой информации, на первом месте стоит организация самого взаимодействия между службами, чтобы данные не терялись, не искажались, - говорит президент Института экономики города Надежда Косарева. – Но, думаю, с этим в ЖКХ со временем справятся, особенно что касается отладки технических сервисов. Другие же со временем отладили: «Госуслуги», портал «Росреестра» и прочие работают теперь вполне сносно и экономят массу времени и денег как гражданам, так и специалистам».
Пока что основную тревогу специалистов вызывает сама вертикальная структура ГИС ЖКХ: все данные из регионов обрабатываются в столичном центре. «Сайт ГИС ЖКХ должен быть централизованный, чтобы и граждане, и участники рынка, и органы власти понимали, что происходит в сфере ЖКХ, - сказал «Эксперт Online» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. - Как в разрезе отдельно взятого дома, так и в разрезе территорий, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций».
С этим готов спорить президент ГИС-Ассоциации (геоинформационные системы) Алексей Миллер: «Во всем мире доказана эффективность сетевых структур, а не иерархичных, у нас же все порталы госуслуг устроены вертикально, - говорит Миллер. – Значит есть риск того, что эффективного взаимодействия коммунальных служб мы не получим, они будут заняты отношением с центром и обеспечением его некой информацией».
С тем, что вместо коммутатора и единой диспетчерской граждане получат гигантского электронного посредника, отчасти согласна Ирина Генцлер. «Зачем вообще аккумулировать на федеральном уровне такой огромный ресурс постоянно обновляемой информации о каждом платеже в стране, о каждом жителе с его платежной историей и дублировать данные о смене жительства и многое другое?! Это вполне можно было бы локализовать в регионах, а на федеральном уровне обеспечить лишь взаимный доступ к базам данных и контактной сети специалистов», - говорит эксперт.
В «Почте России», которая является оператором проекта, сейчас больше озадачены предстоящими тестами ГИС ЖКХ в пилотных регионах – в Туле и Иваново. «Цель пилота – отточить технические и организационные вопросы проекта, определить механику взаимодействия всех участников процесса, чтобы в дальнейшем транслировать сервис на другие регионы страны», - пояснили в пресс-службе «Почты России».
Для этого в регионах уже организовано регулярное взаимодействие с участниками рынка ЖКХ: администрациями, УК, производителями энергии, услуг связи, жилинспекциями и прочими службами. Именно в этих регионах сервисы портала должны заработать в тестовом режиме, результаты которых и покажут: способен ГИС ЖКХ быть «домовым» для жильцов и одновременно «диспетчером» для бизнеса и власти.