ФАС проконтролирует изменение платы за коммунальные услуги
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проконтролирует изменение тарифов на коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги в 2024 году должна увеличиться не более чем на 9,8%. Это предусмотрено в прогнозе социально-экономического развития страны на 2024 год.
В 2025 году, как предполагается, плата за коммунальные услуги подрастет на 5,7%, в 2026 году - на 4%.
Правительство на основании прогноза социально экономического развития Минэкономразвития определяет основные параметры, которые ФАС и региональные тарифные органы применяют при установлении тарифов для различных категорий потребителей, пояснили в пресс-службе службы.
Конечную стоимость установит региональный тарифный орган. При этом ФАС контролирует установленные регионами величины тарифов. По результатам проверок в 2022 году из необходимой валовой выручки регулируемых организаций исключено более 3,58 млрд рублей необоснованно заложенных средств. В 2023 году исключено 9,27 млрд рублей экономически необоснованных расходов. Эта работа позволяет снизить тарифную нагрузку на потребителей - в первую очередь граждан, отмечают в ФАС. Тарифы для населения за коммунальные услуги не повышались с 1 декабря 2022 года, подчеркивают в антимонопольной службе. Таким образом, изменение тарифов не происходит 1,5 года.
Для каждого региона должен быть предусмотрен свой предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги. Кроме того, муниципалитеты могут поднять плату за коммунальные услуги и больше индекса, если обоснуют это, например, необходимостью осуществления инвестиционных программ.
В прогнозе отмечается также, что цены на газ для населения подрастут на 3%. Электроэнергия для населения - примерно на 9% в 2024 году, 6% в 2025 году и 5% в 2026 году.
У нас достаточно длительный период, больше семи лет, индексирование стоимости коммунальных услуг было ниже инфляции, отмечает профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев.
"Это означает, что реально доходы коммунальных предприятий сокращаются. При этом у нас бесконечные разговоры о том, что в ЖКХ высокий износ фондов, сети работают дольше, чем планируется. В прошлом году было заявлено об инструментах бюджетной поддержки разного рода, но с бюджетом сейчас тоже непросто. Поэтому объективная ситуация подталкивает к тому, чтобы тарифы увеличивались - не столько росли, сколько изменялись вместе с инфляцией. Потому что если они растут меньше инфляции, значит доходы тех, кто занимается ЖКХ, падают. А там и так люди получают очень небольшие деньги, в том же водоснабжении", - пояснил эксперт.
Конечно, с социальной точки зрения всё сложнее - население богаче не становится, говорит Сиваев. Но есть парадоксальный факт - за последние годы число домохозяйств, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, сократилось. "Когда-то их было больше 9%, в самые сложные годы было 12%, а сейчас их меньше 7%. Из этого можно предположить, что в низкодоходных группах доходы семей растут быстрее, чем стоимость ЖКУ", - отмечает Сиваев.
Рост тарифов на коммунальные услуги законодательно ограничен предельным индексом, который устанавливается в среднем по региону по всему набору коммунальных услуг, поясняет гендиректор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов. Изменение по одному виду услуг может быть выше ограничительной планки, по другому виду - ниже.
"Важно, чтобы в бюджете был адекватно отражен необходимый рост расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан, а также на предоставление адресных субсидий гражданам, чьи расходы на оплату ЖКУ превышают максимально допустимую долю доходов", - подчеркивает он.
Предоставление адресных субсидий - расходные обязательства региональных бюджетов. Анализ показывает, что охват нуждающегося населения программой адресных жилищных субсидий весьма различается по регионам, говорит Пузанов.
"При этом есть регионы, где уже сложившийся высокий уровень тарифов на коммунальные услуги сочетается с низкими доходами населения и низкой бюджетной обеспеченностью. Таким регионам может потребоваться дополнительная поддержка, что должно быть учтено при определении объема дотаций таким регионам из средств федерального бюджета. Кроме того, необходимо усилить мониторинг и методическую поддержку региональных программ адресных жилищных субсидий со стороны федеральных органов исполнительной власти", - считает он.
"Двузначная индексация тарифов на ЖКУ была десять лет назад, - говорит аналитик Народного фронта Павел Склянчук. - С учетом того, что в этом году произошла заморозка тарифов, то в июле 2024 года тарифы планово повысятся накопительным итогом за полтора года, а не за год, как раньше. На тарифы в сфере ЖКХ, с одной стороны, давит инфляция, а другой стороны, приходится расплачиваться за накопленный износ инфраструктуры в прошлые десятилетия".
В унитарных предприятиях ЖКХ сохраняется неэффективность хозяйствования, добавляет эксперт, а привлечение частных инвесторов через проекты государственно-частного партнёрства оборачивается экономически-обоснованными тарифами, недоступными для владельцев жилья с невысокими доходами.