Вы здесь

А. С. Пузанов и А. В. Новиков в эфире радиостанции Вести FM

Дата публикации: 24.01.2022

Москва не сразу множилась: история роста населения и территории столицы

13 миллионов – столько жителей насчитывается в Москве на начало 2022 года. Об этом мэр столицы Сергей Собянин рассказал президенту Владимиру Путину. Прирост населения города, по его словам, составил около миллиона человек за 10 лет. И это не удивительно: в истории столицы уже были периоды, когда количество горожан даже удваивалось за такой же срок или, напротив, сокращалось вдвое. С чем были связаны такие скачки и есть ли пределы роста Москвы – мнения экспертов узнал обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

Москва в советское время была особым городом, и снабжали ее продовольствием и товарами по максимуму. Но приезжих Москва манила даже не лучшим уровнем жизни, а перспективами, полагает руководитель мастерской по управлению развитием территорий Академии при президенте России Алексей Новиков.

Алексей Новиков: Поэтому естественным образом туда стремилось население бывшего Советского Союза, а потом и всей России. И в этом как бы основное преимущество и основная проблема Москвы, поскольку она должна была аккумулировать население на постоянное место жительства. И в Советском Союзе, если вы помните, была даже специальная программа по ограничению роста крупных городов, куда попадала и Москва. Был так называемый лимит, который пытался сдержать этот рост. И только на определенные профессии могли привлекать людей из других частей России.

В 1989 площадь Москвы превысила 1000 квадратных километров. А в 2002 население перешагнуло отметку в 10 миллионов человек. Это – прежде всего заслуга миграции. Новый приток после 1991 года, по мнению Алексея Новикова, напрямую связан с изменением образа жизни всей страны.

Алексей Новиков: Жилая недвижимость в Москве, самом интересном месте, стала валютой, по сути дела, инвестиционным активом для населения. Долгое время и почти до сих пор это еще и финансовый инструмент. И им пользуются люди, которые даже здесь не живут, а просто покупают квартиры, сдают их и так далее.

В 2010, судя по переписи, москвичей было 11 500 000. А через 2 года 11 600 000. Однако в 2012 состоялось и самое большое территориальное движение – в 2,5 раза, с 1071 до 2510 квадратных километров. И потому рекордно низко за 120 лет упала и плотность населения – с 10 600 человек до 4 600 на квадратный километр, говорит Владимир Козлов.

Как будет расти население Москвы дальше – вопрос этот к инфраструктуре – насколько она будет готова принять новых жителей. Население мегаполиса – всегда вызов для системы его коммуникаций. И в этом плане 13 миллионов – далеко не исчерпывающая современная цифра, отмечает гендиректор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов.

Александр Пузанов: Сюда надо прибавить еще более миллиона человек, которые ежедневно приезжают в Москву на работу из ближнего Подмосковья. Ещё несколько десятков или сотен тысяч людей, которые приезжают вахтовым методом на несколько месяцев. Они все тоже пользуются инфраструктурой, и она должна быть достаточно эффективной, чтобы их обслуживать.

Коммуникации большого города делятся на 2 группы. Первая – транспорт. В Москве он развивается очень быстро: метро, МЦК, МЦД, дорожные хорды и развязки. Но не только это определяет будущее в перемещениях жителей, отмечает эксперт.

Александр Пузанов: Здесь политика Москвы – в русле мировых тенденций, мировых трендов – это стимулирование развития общественного транспорта и, наоборот, дестимулирование пользования частным транспортом в поездках по городу. И здесь целый ряд мер последних лет связан со стимулированием развития общественного транспорта: строительство новых путей; выделенные полосы, которые повышают скорость передвижения, новый транспортный состав, который увеличивает комфортность, доступ к электронному расписанию, которое позволяет более эффективно пользоваться транспортом и планировать свои поездки. А с другой стороны – платные парковки и прочие меры, которые, наоборот, как бы заставляют лишний раз подумать – пользоваться ли личным транспортом при ежедневных поездках по городу.

Другая составляющая – не менее важная – инженерные сети: водопровод, отопление, электричество и канализация. Все это вполне отвечает текущим потребностям столицы и к тому же создавалось ранее с немалым заделом, говорит Александр Пузанов. Благодаря чему в том числе идущая реновация как этап развития города выглядит предпочтительнее, нежели освоение пустошей Новой Москвы.

Александр Пузанов: Численность населения уже 13 миллионов, но она растет не такими быстрыми темпами, чтобы возникали в обозримой перспективе какие-то проблемы, связанные с недостатком сетей. Наоборот, это может снизить затраты, поскольку не надо тянуть сети на окраины Москвы, еще больше увеличивая расстояние, которое люди должны преодолевать от места проживания до места работы – это тоже нагрузка на транспортную систему.

Беспокойство же может вызывать накопление отходов.

Александр Пузанов: Если все останется так, как есть, Москва может захлебнуться в мусоре. Но понятно, куда идти и что делать: кооперация с сопредельными территориями, не только с Московской областью; внедрение массового раздельного сбора, сортировки и переработки мусора. Просто это должно быть соотнесено с ожидаемыми темпами увеличения населения Москвы – не только числа горожан, но и фактически людей, пользующихся московской инфраструктурой.

В обозримом будущем рост столицы связан уже с контекстом агломерации. И само понятие "Москва" выйдет куда как далеко за пределы ее административных границ, считает Алексей Новиков.

Новиков: Например, Тула, Калуга и так далее – это тоже часть Москвы. Я не имею в виду, что это райцентры, откуда люди ездят в Москву на работу. Я, скорее, имею в виду как раз противоположный процесс: это – центры, которые, обладая прекрасной исторической планировкой, совершенно уникальной квартирографией, прекрасным ландшафтом вокруг и так далее, начинают формироваться как часть Большой Москвы, которая ориентирована, скорее, не на трудовой рынок, а на транспортную доступность. Например, из Тулы до Домодедова доехать проще и быстрее, чем из Гольянова, района Москвы.

 

Статья целиком на сайте Вести FM от 22 января

Фото официальная страница Facebook Вести FM

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть