Агломерации не должны отодвигать в тень малые города. Минэкономразвития предлагает усовершенствовать пространственное развитие страны, но у законодателей и экспертов есть вопросы
Развитие городских агломераций и законодательное закрепление требования к системе их управления придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий. Чтобы система заработала, муниципалитетам, входящим в агломерации, необходимо будет создать координационный совет и единые хозяйственные компании. Такой пакет законопроектов, размещённый Минэкономразвития на портале проектов правовых актов, по идее, должен вывести страну на новый уровень развития территорий, однако выявленные в ходе общественных слушаний недостатки, по мнению экспертов, не позволяют этого добиться.
Нужны дополнительные меры
Для того чтобы наша страна развивалась устойчиво и сбалансированно, а межрегиональные различия в уровне и качестве жизни людей сокращались на фоне ускорения экономического роста и технологического развития, в феврале прошлого года кабмином была утверждена стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. Одним из ключевых приоритетов, закреплённых в стратегии, стало развитие городских агломераций.
Так, проект базового закона направлен на создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций. Здесь закрепляется понятие самой городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием.
Малые города должны развиваться
Повышать доступность и качество транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и сокращать уровень межрегионального и внутрирегионального различия в социально-экономическом развитии в рамках Стратегии предлагается за счёт развития 20 перспективных центров экономического роста, которые должны обеспечить вклад в экономический рост более 1% ежегодно.
Способствовать решению задачи могли бы наукограды, индустриальные парки, инновационные центры, территории опережающего развития и институты развития. Матвиенко предлагает тесно привязать их деятельность к нуждам малых городов. Спикер не исключает, что это потребует изменений в Стратегии пространственного развития и действующем законодательстве. При этом она подчеркнула, что Совет Федерации готов к сотрудничеству с Правительством в решении этих задач, "имеющих важнейшее значение для настоящего и будущего страны".
Мнение эксперта: требуется доработка
Городские агломерации должны развиваться там, где для этого созрели условия и где это действительно необходимо, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирина Гусева.
В то же время есть регионы, которые развиваются за счёт малых городов и поселений, чему способствуют и реализация нацпроектов, и применяемые в регионах механизмы народного бюджетирования. Это даёт возможность территориям не просто выживать, а жить, уточнила депутат. В качестве примера она привела сельское хозяйство, которое можно определить не только как отрасль, но и как жизненный уклад.
Следует также помнить, что все возможности межмуниципального сотрудничества, на чём должно строиться развитие агломераций, закреплены сегодня в законе о местном самоуправлении. Однако нормы не стыкуются с гражданским и корпоративным законодательством, поэтому создавать межмуниципальные организации практически невозможно, напоминает гендиректор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов. И предложенные Минэкономразвития поправки могли бы серьёзно помочь делу, но, похоже, в министерстве не всё учли.
"То, что предложено в законопроекте — внести изменения в Гражданский кодекс и сказать, что вот такие межмуниципальные организации могут быть, не прописав никаких существенных особенностей — этого не достаточно. Там есть ещё десяток законов, куда следует внести изменения, и всё это надо делать единым пакетом. Попытались обойтись "малой кровью", но это такая тема, где нужно всё выписать до конца", — отметил в интервью "Парламентской газете" Александр Пузанов.
С другой стороны, в законопроекте закрепляются полномочия кабмина по ведению реестра городских агломераций, в связи с чем не понятны правовые последствия вводимых норм. "Что даёт факт вхождения в реестр городской агломерации? Если ты в реестре, то тебе дадут федеральную поддержку по каким-то основаниям, а если нет, то не дадут? Тогда нужно тоже прописать и зафиксировать. Но это тоже очень конфликтная ситуация, потому что как бы мы не дали определения, всегда будет тот, кого целесообразно поддержать, а кто-то не подойдет под формальные критерии", — пояснил федеральный эксперт.
У нас есть целый нацпроект "Безопасные и качественные дороги", который занимается развитием дорожного строительства в пределах крупнейших городских агломераций
В этой связи Александр Пузанов считает, что с закреплением в законодательстве городских агломераций следует "немного подождать", пока не сложится практика. "Потому что сейчас не мешает развиваться нормативной базе отсутствие специального закона об агломерациях. У нас есть целый нацпроект "Безопасные и качественные дороги", который занимается развитием дорожного строительства в пределах крупнейших городских агломераций. И вся "нормативка" здесь строится на понятиях "агломерация". И отсутствие федерального закона этому никак не мешает", — подчеркнул глава фонда, напомнив, что в регионах на сегодня принято множество законов об агломерациях и работа в этом направлении продолжается.