Вы здесь

А. С. Пузанов специально для Бюллетеня Счетной палаты РФ

Дата публикации: 23.05.2024

Экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода" позволило сформулировать ряд важных результатов и выводов, значение которых, выходит за рамки непосредственного предмета исследования анализа практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов

К числу основных таких результатов и выводов можно отнести следующие:

  • управляющее воздействие государственных органов направлено на повышение доходов от использования федеральных земельных ресурсов, а аспекты, связанные с нефинансовым управлением и распоряжением землей, в стратегических и программных документах не отражены;
  • оценка эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной собственности, фактически не осуществляется, а утвержденные показатели эффективности управления и распоряжения федеральными земельными участками уполномоченными органами не применяются в связи с отсутствием базового значения показателей для расчета. Фактически содержание показателей отражает исключительно деятельность Росимущества по передаче в аренду и проведению кадастровых работ в отношении федеральных земельных участков;
  • мероприятия по анализу иного возможного использования земельных участков Росимуществом не разработаны и не реализуются, что подтверждается наличием земельных участков, составляющих казну Российской Федерации и не вовлеченных в хозяйственный оборот, но фактически используемых третьими лицами;
  • отсутствует порядок передачи неиспользуемого имущества (в данном случае –земельных участков) в государственную казну Российской Федерации уполномоченными органами, осуществляющими правомочия собственника такого имущества, что затрудняет вовлечение объектов, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот.

Приведенные результаты и выводы свидетельствуют о наличии резервов существенного повышения качества государственного управления как минимум по следующим двум направлениям:

  • повышение качества государственного управления земельными ресурсами, находящимися в публичной собственности, как таковыми;
  • повышение качества государственного управления земельными ресурсами, находящимися в публичной собственности, в рамках единой концепции повышения качества управления активами, необходимость разработки которой, на наш взгляд, также следует из результатов рассматриваемого экспертно-аналитического мероприятия.

Существующая регуляторная логика, даже при увязке задач повышения доходов от использования федеральных земельных ресурсов с нефинансовыми аспектами управлением и распоряжением землей, ориентирована на оптимизацию использования земельных участков как таковых. Параллельно, зачастую иными субъектами, решаются задачи повышения эффективности использования недвижимого имущества, имущественных прав, находящихся в публичной собственности.

Наконец, задача оптимизации в сфере управления земельными ресурсами оказывается связанной с задачей повышения эффективности системы межбюджетных отношений, которые являются в том числе инструментом перераспределения активов между уровнями публичной власти. Это следует из самой постановки задачи экспертно-аналитического мероприятия – указано, что его результаты учитываются в рамках кросс-отраслевого комплекса мероприятий "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений".

На данном этапе заявленная связь результатов мероприятий не проработана. Представляется, что учет результатов экспертно-аналитического мероприятия в рамках указанного комплекса мероприятий существенно повысит значимость и качество полученных выводов.

 

"Бюллетень Счетной палаты РФ" № 5 (318) 2024

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть