Вы здесь

С. В. Степашин о жилищном строительстве в России. Исследование ИЭГ о доступности жилья

Дата публикации: 06.03.2022

Тезисы выступления председателя Общественного совета при Минстрое России, председателя наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства С. В. Степашина на пленарном заседании "Развитие жилищного строительства в Российской Федерации" в рамках деловой программы "Российской строительной недели-2022"

Как известно, истекший год был достаточно сложным в части условий функционирования всех сфер общественной жизни, включая строительство и ЖКХ, связанных, прежде всего, с продолжающейся пандемией и ее последствиями. В то же время в 2021 году принят ряд важных решений на государственном уровне, обеспечивающих необходимые экономические, организационно-правовые и социально-значимые условия для достижения поставленных руководством страны амбициозных целей, в том числе в сфере жилищного строительства.

Целиком и полностью согласен с оценкой сегодняшней ситуации в жилищном строительстве, которую дал в своем выступлении вице-премьер М. Хуснуллин, в том числе в свете сегодняшних экономических и геополитических реалий.

Хочу отметить, что эксперты Общественного совета при Минстрое России, который я возглавляю, постоянно мониторят ситуацию в данных сферах. По его результатам вносятся соответствующие предложения и рекомендации по локализации существующих рисков.

Так случилось, что аналогичные задачи в настоящее время мне приходится решать и в составе Экспертного совета при Правительстве РФ, созданного в декабре прошлого года по решению М. В. Мишустина. Там я возглавляю Рабочую группу "Строительство, урбанистика и ЖКХ", основной задачей которой является анализ рисков реализации национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и подготовка соответствующих информационно-аналитических материалов для рассмотрения Экспертным советом и представления Правительству РФ.

Серьезную экспертную поддержку в сфере ЖКХ думаю может оказать и созданная в начале этого года Ассоциация предприятий сферы ЖКХ "Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет" или просто Совет ЖКХ.

Свое видение ряда проблем в сфере жилищного строительства и ЖКХ, существующие здесь риски и некоторые предложения по их решению две недели назад я докладывал на расширенном заседании коллегии Минстроя России.

Но жизнь, как видите не стоит на месте. С 24 февраля с.г. мы живем уже в значительно другой геополитической и экономической реальности. И глубина многих проблем в экономике, в том числе в жилищном строительстве, только нарастает.

Являясь признанным драйвером отечественной экономики, строительная отрасль и входящие в нее предприятия, в отличие от ряда стратегических отраслей экономики (космос, ОПК, самолетостроение, судостроение, РЖД, авиасообщение, финансовый сектор, ряд крупных банков и т. д.), пока напрямую не отнесены к объектам антироссийских санкций.

В сравнении с рядом других сфер здесь (в строительстве) практически не стоит и проблема импортозамещения. Принятые с 2014 года меры в данном направлении значительно сгладили ситуацию. Хотя по ряду позиций определенная доля импорта еще существует (оборудование для инженерных систем зданий и сооружений; строительные машины и механизмы; специализированное технологическое оборудование; некоторые отделочные материалы и др.). Но эти позиции – не критичны для отрасли.

Однако в силу того, что значительная часть факторов, влияющих на реализацию целей жилищного строительства, связана с макроэкономикой (доходы населения; его покупательная способность; инфляция; стоимость кредитных ресурсов в экономике; уровень цен на жилье и др.), в условиях масштабных санкций против нашего финансового сектора механизмы управления процессом достижения установленных показателей должны быть гибкими, достаточными и адекватными складывающейся ситуации.

В связи с этим можно было бы рассмотреть возможность включения ряда инструментов, обеспечивающих устойчивое функционирование рынка жилья, в разрабатываемый в настоящее время в Правительстве РФ (Минэкономразвития и др. ФОИВ) комплекс мер поддержки экономики РФ в условиях санкций.

Так, несмотря на льготную ипотеку, в силу роста цен на жилье и снижения реальных доходов населения доступность жилья в крупнейших российских агломерациях, в которых в основном сосредоточен ввод жилья застройщиками, в 2020 и 2021 гг. начала снижаться (оценки Института экономики города).

В качестве возможных рычагов влияния на исправление данной негативной тенденции, которые приемлемы к использованию уже сегодня, можно было бы предложить следующие мероприятия:

1) расширение спроса на жилье тех групп населения, которые раньше не предъявляли спроса по разным причинам (недоступна ипотека, нет необходимого формата жилья и т.д.);

2) расширение государственного спроса на жилье для предоставления очередникам и другим льготным группам населения;

3) изменение структуры жилищного строительства, что могло бы снизить отмеченный риск необеспеченности целевых объемов жилищного строительства спросом.

При оперативном создании необходимых условий такой новый спрос может быть предъявлен уже в 2024 году.

 

Статья целом на официальном сайте Общественного совета при Минстрое России от 1 марта

Фото официальный сайт Общественного совета при Минстрое России

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть