Какие технологии "умных городов" внедряются в Нижегородской области
Масштабная подготовка инфраструктуры Нижнего Новгорода к его 800-летию повлияла на оценку уровня технологичности города: в федеральном рейтинге цифровизации городского хозяйства "IQ городов" за 2021 год Нижний набрал 87,36 балла, что на 70% выше предыдущего показателя и выводит город на лидирующие позиции среди миллионников. Улучшили результаты также Саров, Арзамас и Дзержинск. По словам экспертов, в перспективе главными факторами, определяющими темпы развития "умных городов", будут скорость тиражирования лучших практик, государственно-частное партнерство и высокий уровень безопасности технологий.
Платформенное разнообразие
Ключевым цифровым инструментом эффективного управления городским хозяйством считаются платформы, аккумулирующие большие данные из разных сфер жизни муниципалитетов. Одним из первых не только в Нижегородской области, но и в стране такой сервис для чиновников и жителей в 2018 году развернул Саров — закрытый город с федеральным финансированием и высоким уровнем бюджетной обеспеченности. По словам заместителя губернатора Нижегородской области Егора Полякова, с платформы "Умный Саров" стартовал весь федеральный проект "Умные города". По заказу администрации Сарова проект реализуют компании ТКС и "Русатом. Инфраструктурные решения". Платформа объединяет порядка 60 функциональных модулей, как открытых, предназначенных для жителей города, так и закрытых — для решения вопросов муниципального управления. Через веб-интерфейс жители могут оставлять свои заявки на решение коммунальных вопросов, связанных с уборкой, вывозом мусора, ремонтом дорог и так далее. Кроме того, система позволяет в реальном времени отслеживать движение общественного транспорта, ориентироваться в перечне служб, которые помогают решать бытовые задачи, а также найти своего участкового врача, отдел полиции, избирательный участок и др.
С комплексом безопасности
Информационные системы, отвечающие за обработку инцидентов, связанных с безопасностью, в Нижнем Новгороде интегрированы в аппаратно-программный комплекс "Безопасный город", им управляет "Ростелеком". По данным компании, технология помогает до пяти раз повысить скорость обработки звонков в экстренные службы, снижает аварийность на дорогах на 5%, уровня преступности — до 25% в общественных местах, где установлены камеры видеонаблюдения.
Еще одна платформа, уровнем развития которой регион особенно гордится, — государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). Ее главная задача — моделировать влияние каждого градостроительного проекта на множество переменных в жизни муниципалитета: система позволяет оценить нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру, на экологию и так далее.
Активность поставили на карту
Активно развивается в Нижегородской области проект "Карта жителя". Сервис начали внедрять в 2020 году. Во время пандемии коронавируса его использовали, чтобы оформлять QR-коды для выхода на улицу. Теперь по карте и на одноименном портале можно оплатить ЖКУ, записаться на прием в организации, посмотреть вакансии. "Проект
К проекту постепенно присоединяются банки-партнеры, выпускающие "Карты жителя" на базе платежной системы "Мир" — их владельцы могут пользоваться картами как банковскими, так и социальными. В августе 2021 года "Карты жителя" начал выпускать Газпромбанк. А в июне на форуме ЦИПР-2022 Сбербанк по соглашению с областным правительством пообещал обеспечить подключение к "Картам жителя" базовых сервисов для оплаты питания школьников, их льготного проезда, прохода через турникеты в учебных учреждениях.
Государственно-частное дублерство
Обсуждая перспективы развития технологий "умных городов", эксперты говорят прежде всего о факторах, связанных с финансированием и безопасностью. Старший инвестиционный директор VEB Ventures Илья Щербаков в ходе сессии, посвященной "умным городам" на ЦИПРе, отметил, что будущее — за проектами государственно-частного партнерства: "Длинные государственные деньги работают на большое будущее, а частные инвестиции, рассчитанные на быстрый возврат, — это решения для сектора b2c. Поэтому ключ к успеху — соинвестирование". Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, добавляет, что при построении социально-экономических моделей "умных городов" будущего стоит просчитывать и долгосрочную экономику: "Когда появились технологии подземных железных дорог, высотного строительства, массовыми стали автомобили, города преобразились и во внешнем облике, и в функциональном перераспределении площадей, и в привычках жителей. Так же будет и с „умными городами“. Технологии повысят качество жизни, но появятся и проблемы, о которых мы пока просто не знаем". Эксперт подчеркивает возросшую роль безопасности технологий в современном контексте: чем больше процессы автоматизированы, тем более потенциально уязвимы они будут к внешнему вредоносному воздействию.
Генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов предлагает трактовать понятие "умного города" комплексно, учитывая не только информационно-технологический подход, но и совершенствование инфраструктуры, гуманистические концепции, развитие человеческого капитала.