Вы здесь

Систематизация антикризисных мер: от муниципальных программ к муниципальным стратегиям (на примере города Перми)

Дата публикации: 08.06.2020

Пандемия коронавируса и вызванная ей рецессия существенно повлияла на социально-экономические реалии российских городов. Перед органами местного самоуправления встала задача переосмысления приоритетов социально-экономического развития, в том числе в долгосрочном периоде.

Примером системного подхода к решению данной проблемы является постановление Администрации города Перми от 22 апреля 2020 года № 377 "О создании рабочей группы по выработке и реализации мер, направленных на поддержание экономической стабильности в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на территории города Перми". В нем регламентируется работа нового органа, задачей которого является выработка и реализация набора мер поддержки городской экономики. Эта инициатива свидетельствует о стремлении городских властей не ограничиваться общегосударственными мерами поддержки экономики.

Логично предположить, что новые меры экономической политики и связанные с этим изменения приоритетов бюджетных расходов должны найти отражение в изменениях в действующие муниципальные документы стратегического планирования: как в сами стратегии, так и в муниципальные программы[1] и планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития. Адаптация стратегий с учетом не краткосрочных, но более долгосрочных факторов особенно важно, поскольку проблема слабой увязки кратко- и долгосрочных приоритетов является общей проблемой планирования социально-экономического развития в России. В "эпидемиологической повестке" данный вопрос только обостряется: по оценке А.Л. Кудрина, антикризисные меры в сегодняшней России, успешны они или нет, зачастую не стыкуются со стратегическими задачами[2].

Анализ принятых НПА показывает, что с 22 апреля по 1 июня 2020 г. были внесены изменения в 10 из 19 действующих муниципальных программ (МП) города Перми (таблица). В таблице красным цветом выделены мероприятия муниципальных программ, по которым расходы сокращены, чёрным – мероприятия, по которым расходы увеличены.

 

Таблица. Изменения, внесенные в муниципальные программы города Перми в период 22 апреля – 31 мая 2020 года

Муниципальная программа

Дата внесения изменений

Изменение расходов в 2020 г.

Мероприятия, по которым изменены расходы

тыс. руб.

% к общему объёму расходов по программе

  1.  

Формирование современной городской среды

22 апреля

- 51084,6

11,5

Капитальный ремонт общественных территорий города Перми

37970,9

8,6

Поддержка мероприятий повышения уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов города Перми

  1.  

Управление муниципальным имуществом города Перми

7 мая

3760,6

3,8

Реализация мероприятий по содержанию и обслуживанию нежилого муниципального фонда

Обеспечение деятельности (оказание услуг, выполнение работ) подведомственных учреждений, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий

  1.  

Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми

7 мая

63037,0

7,7

Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности системы водоснабжения и водоотведения

Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности в системе газоснабжения

Исполнение обязанностей муниципального заказчика-застройщика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности систем коммунальной инфраструктуры

Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности в системе теплоснабжения

Содержание и текущий ремонт объектов инженерной инфраструктуры

Финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта фасадов многоквартирных домов города Перми

Возмещение затрат по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

- 505,1

0,1

Организация содержания и обслуживания детских площадок

  1.  

Безопасный город

12 мая

244,0

0,1

Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества муниципальной собственности в области пожарной безопасности

- 1956,9

0,7

Создание условий для решения задач гражданской обороны, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Перми

Содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и обеспечение безопасности людей на водных объектах

  1.  

Организация регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми

21 мая

621751,4

6,2

Возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок отдельных категорий лиц, в части денежных средств, поступающих в бюджет города Перми от реализации льготных проездных документов

Осуществление регулярных перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемому тарифу города Перми

Выполнение функции по управлению регулярными перевозками и контролю за работой муниципальных маршрутов города Перми

Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности в сфере регулярных перевозок города Перми

- 4019,9

0,1

Осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемому тарифу города Перми

  1.  

Культура города Перми

26 мая

23863,1

1,8

Целевая субсидия на создание условий для вовлеченности жителей в культурно-зрелищные мероприятия

Городские культурно-зрелищные мероприятия, культурно-зрелищные мероприятия по месту жительства

- 7552,1

0,6

Показ (организация показа) спектаклей, концертов и концертных программ

Проведение (организация проведения) мероприятий досуговой и культурно-просветительской направленности

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области искусств

Обеспечение сохранения и использования объектов культурного наследия, объектов монументального искусства

  1.  

Молодёжь года Перми

27 мая

- 214

0,2

Выполнение муниципальных работ в сфере молодежной политики

Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, выполняющим муниципальные работы в сфере молодежной политики

  1.  

Развитие физической культуры и спорта города Перми

28 мая

- 6375,1

0,5

Реализация программ спортивной подготовки по олимпийским и неолимпийским видам спорта

Проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан

Создание условий для занятий физической культурой и спортом

  1.  

Экономическое развитие города Перми

28 мая

- 578,9

0,7

Оказание услуг, направленных на популяризацию малого и среднего предпринимательства

Проведение на территории города Перми ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них

  1.  

Обеспечение жильём жителей Перми

29 мая

- 530

0,3

Обеспечение нормативного содержания муниципального жилищного фонда

 

 

В целом суммарный объём корректировок по каждой программе невелик – увеличение расходов не превышает 7–8% от общего объёма расходов по программе, а сокращение – 3%.

Наибольшее сокращение расходов запланировано по программе "Формирование современной городской среды". Наибольшее увеличение расходов предусмотрено изменениями в муниципальные программы (далее – МП) "Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми", "Организация регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми".

Не все из внесённых изменений имеют очевидную антикризисную логику, однако во многих случаях такая логика присутствует. В частности, отмеченное сокращение в целом по программе "Формирование современной городской среды" является "балансом" сокращения расходов на капитальный ремонт общественных территорий (на 12%) и увеличения расходов на благоустройство дворовых территорий на территориях многоэтажной жилой застройки. Это можно объяснить увеличением доли времени, которое жители города проводят и в обозримом будущем будут проводить вблизи своих многоквартирных домов и уменьшением доли времени, проводимой на общегородских общественных пространствах.

Также понятна возможная логика увеличения расходов на возмещение затрат по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: сокращение поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений (МП "Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми").

Направления, по которым бюджетные расходы в 2020 году предполагается сократить, включают: организация содержания и обслуживания детских площадок (МП "Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми"), осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (МП "Организация регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми"), проведение мероприятий досуговой, культурно-просветительской и физкультурно-спортивной направленности, а также проведение ярмарок (МП "Молодежь города Перми", МП "Экономическое развитие города Перми", МП "Развитие физической культуры и спорта города Перми"). Возможность сокращения расходов по этим направлениям определяется сложившейся эпидемиологической ситуацией и снижение использования услуг соответствующих видов деятельности.

Вместе с тем, некоторые корректировки МП сокращают расходы на мероприятия, потребность в которых в условиях эпидемиологического и социально-экономического кризиса скорее возрастает.  В частности:

изменения в МП "Экономическое развитие города Перми" не предполагают увеличения бюджетных расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства – одного из наиболее пострадавших в условиях кризиса сектора экономики. Более того, предполагается сокращение расходов по мероприятию "Оказание услуг, направленных на популяризацию малого и среднего предпринимательства";

предполагается снижение бюджетных расходов по мероприятию "Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, выполняющим муниципальные работы в сфере молодежной политики". Представляется, что некоммерческие организации, наряду с предприятиями малого и среднего предпринимательства, должны быть ключевыми субъектами муниципальной поддержки в условиях кризиса.

Также следует отметить, что в числе МП, изменения в которые пока не вносились – МП "Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми", потребность в актуализации которой представляется одной из наиболее актуальных.

Также город Пермь стал первым муниципальным образованием, где в период действия ограничительных мер были внесены изменения в муниципальную стратегию социально – экономического развития (решение Пермской городской Думы от 26 мая 2020 года № 86 "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года, утвержденную решением Пермской городской Думы от 22.04.2014 № 85").  Однако анализ внесенных изменений показывает, что они, к сожалению, никак не связаны с антикризисной повесткой и содержат лишь уточненные формулировки сильных и слабых сторон города, а также ключевых задач по  функционально-целевым направлениям (раздел 3 действующей Стратегии).

Кроме того, указанным решением Пермской городской Думы рекомендовано Администрации города Перми "проработать вопрос необходимости корректировки документов стратегического планирования[3] города Перми в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" в срок до 1 января 2021 года. Соответственно сама корректировка, если она будет признана целесообразной, произойдет еще позднее. Как отмечают в Администрации Перми, фактор пандемии, возможно, будет учтён при пересмотре значений некоторых целевых показателей, заложенных в стратегию.[4]

Таким образом, можно констатировать, что даже в наиболее активных городах (таких как Пермь), разрабатывающих в настоящее время набор антикризисных мер, координация антикризисных мер со стратегическими задачами социально-экономического развития является пока не решенной проблемой. Также это может служить косвенным подтверждением того факта, что муниципальные стратегии пока не воспринимаются в качестве рабочих документов, определяющих будущее городов.

Посмотреть и скачать документ в формате PDF

 

 

[1] В соответствии с этими изменениями также должен быть скорректирован местный бюджет.

[3] Формулировка представляется не вполне корректной, поскольку, согласно законодательству, муниципальные программы также относятся к документам стратегического планирования. Корректировка еще одного документа стратегического планирования – Плана мероприятий по реализации стратегии – в Перми необходима в любом случае, поскольку действующий план охватывает период только до 2020 года.

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть