В рамках исследования "Лаборатории цифровизации жилья", с результатами которого "Стройгазета" ознакомилась одной из первых, выяснилось, что почти половина всех бизнес-процессов в управляющих компаниях не имеет инструментов цифровизации
Сразу оговоримся: мы далеки от того, чтобы обвинять большинство УК в косности, инертности и лени. Дело в другом — в отсутствии необходимых решений на рынке: в этих условиях кто-то просто ждет, пока соответствующие продукты появятся, а самые активные ищут сходные решения в смежных сферах. Такие решения могут заимствоваться из девелопмента, телекоммуникаций, продаж и популярных онлайн-сервисов и приспосабливаться для работы УК.
По оценкам ЛЦЖ, почти все обязательные бизнес-процессы УК в той или иной степени подлежат автоматизации, но лишь 28% из них можно автоматизировать за счет имеющихся на рынке инструментов. Еще 24% можно оцифровать за счет продуктов, предназначенных для смежных сфер и которые еще надо доработать под свои задачи. До половины бизнес-процессов настолько специфичны и узки, что их программирование — это, по сути, работа с нуля.
По наблюдениям отраслевых специалистов, за последние два года перечень готовых решений для автоматизации бизнес-процессов УК вырос на 20%. Впрочем, это, так скажем, не уникальные продукты, а решения из других областей, модифицированные под задачи УК самими разработчиками. "Так, например, функции биллинга были расширены под специфику работы с платежными документами собственников жилья, появились инструменты для планирования и выполнения задач по эксплуатации объектов, которые перекочевали из сервисов для промышленных предприятий, — прокомментировали "Стройгазете" исследователи из ЛЦЖ. — Несмотря на появление новых сервисов, имеющихся темпов внедрения новых продуктов не хватает для устранения разрыва "ожидание — реальность".
По большому счету, рассматриваемая проблема (оцифровка всей деятельности УК) — большая часть процесса цифровизации сферы ЖКХ в целом. А это огромная работа, требующая активного стимулирования, изменения и дополнения в нормативно-правовой базе, регламентирующей эксплуатацию и управление жилищного фонда, что, в свою очередь, диктует появление целых цифровых платформ, задействующих обширный комплекс взаимосвязанных и нормально взаимодействующих друг с другом цифровых инструментов.
Пока же большинство "управляшек" вынуждены работать примерно на уровне ветхозаветных ЖЭКов. Конечно, некоторые процессы автоматизированы даже в самых "ленивых" УК: просто их уже невозможно осуществлять в прежнем режиме (например, бухгалтерский учет и услуги контакт-центра), а соответствующие направления полностью автоматизированы во всей российской экономике.
Но цифровизация других процессов требует все же больших усилий, особенно когда в них подразумевается взаимодействие с инженерной инфраструктурой. Цифровизация работы УК способна осовременить деятельность компании, уменьшить трудозатраты и ручной труд, повысив прозрачность и качество предоставляемых услуг. Ведь не секрет, что доходность УК, скажем так, несколько отличается от доходности нефтетрейдеров. Таким образом, цифровизация — также инструмент для повышения маржинальности УК.
Итак, что делать? Собственно, решение этого вопроса лежит на поверхности. Активно внедряя технологии информационного моделирования на стадии проектирования и строительства, производители софта несколько "забыли" о последней и, наверное, самой важной части этой триады — стадии эксплуатации. То есть следует расширить границы оцифровки проекта до стадии эксплуатации. А прибавив к этому IoT-технологии, возможности искусственного интеллекта и Big Data, можно получить искомый результат. Очень важно при этом, что называется, окунуть производителей цифровых продуктов в жилищно-коммунальную стихию. Потому что на рынке большинство айтишников сейчас ориентируется на потребности проектировщиков и строителей, и лишь совсем малая часть их работает на нужды УК. Хотя здесь — океан возможностей.
Ранее Фонд "Институт экономики города" презентовал свой взгляд на разработку стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), видя в этом базу взаимодействия собственников жилья и УК. При этом силами АНО "Умный МКД" и привлеченными экспертами ведется подготовка к регламентации цифрового развития коммунальной сферы. Все это способно помочь ликвидировать технологический разрыв, наблюдаемый сейчас в ЖКХ.