Вы здесь

Состояние строительной отрасли и перспективы КРТ обсудили в Петербурге. Т. Д. Полиди о разработанных ИЭГ методических рекомендациях

Дата публикации: 26.09.2024

Одноименная сессия прошла 25 сентября в рамках VIII Международного бизнес-форума недвижимости под председательством вице-президента РСС, координатора НОСТРОЙ и НОПРИЗ по Сибирскому федеральному округу Максима Федорченко

Как отметил Максим Федорченко, механизм КРТ становится доминирующим в жилищном строительстве. На фоне падения спроса в сочетании с волатильностью на финансовом рынке, удорожанием стройматериалов и земель, механизм КРТ позволяет застройщику войти в стройку на экономически приемлемых условиях. Если при покупке участков у частных собственников стоимость гектара земли составляет в среднем 400 млн руб., то оплата права на участие в КРТ – в среднем 36 млн руб. Финансовая нагрузка на застройщика в проектах КРТ не становится меньше, но ее распределение плавнее, и, что важно, подчеркнул спикер, в КРТ застройщик не наполняет карманы частных землевладельцев, а оплачивает создание инфраструктуры, получая возможность комплексно развивать территории.

С обзором практик КРТ жилой застройки в регионах РФ в 2021–2023 годах выступила вице-президент Фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди. Она напомнила основные принципы разработанных Институтом методических рекомендаций по КРТ: минимизация рисков проектов КРТ, предотвращение конфликтов, повышение экономической эффективности и заинтересованности участников. Пока порядок подготовки и реализации решений о КРТ жилой застройки регулируется субъектами РФ недостаточно. Им предлагается закрепить требование о разработке мастер-плана и финансово-экономического обоснования решения о КРТ, установить дополнительные жилищные гарантии переселяемым, уточнить методику определения начальной цены торгов, установить перечень объектов, не подлежащих изъятию, расширить перечень предельных параметров в решении о КРТ, исключить возможность отнесения к ветхим МКД только по критерию отсутствия коммуникаций, предусмотреть обязательность внесения изменений в генплан и ПЗЗ, когда планируемые параметры застройки им не соответствуют, предусмотреть обязательность публичных слушаний по архитектурно-градостроительной концепции до принятия решения о КРТ. По мнению Татьяны Полиди, использование КРТ небольших участков допустимо, но нужно избежать точечной застройки под маской КРТ, когда один новый дом внедряется в старую застройку, лишая ее перспектив комплексного развития.

Председатель Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве Леонид Бандорин остановился на изъятии земельных участков при КРТ. Главный вопрос: где грань, за которой публичная власть получает полномочия изымать недвижимость? Понимание "публичной нужды" при реализации проектов КРТ отсутствует. 494-ФЗ точной трактовки не дает. Суды в последнее время стали считать достаточным основанием для изъятия наличие легитимного решения о КРТ определенной площадки. Региональные критерии объектов ИЖС, садовых домов и таунхаусов, при наличии которых допускается их изъятие публичной стороной, установлены в 17 субъектах РФ. 10 регионов установили объекты, не подлежащие изъятию при КРТ жилой застройки. Регионы не учитывают техническое состояние объектов; критерии его оценки регионам рекомендуется установить. Для решения вопросов КРТ нежилой застройки предлагаются альтернативные возможности изъятия – на основании несоответствия использования земель и объектов ПЗЗ.

Заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов показал позитивный опыт создания регионального оператора КРТ. В распоряжении новосибирского оператора самый большой в регионе земельный банк, оператор готовит площадки под КРТ, обеспечивая подключение к сетям, отслеживая обеспеченность всеми видами инфраструктуры, мониторит и использует возможности участия в госпрограммах. По мнению Романа Теленчинова, трудно обойтись при обеспечении жилья социальной инфраструктурой без застройщиков, и их участие должно быть отрегулировано. Проблема в дефиците подрядчиков для соцобъектов, который возникает, в том числе, из-за несовершенства ценообразования. По оценке спикера, для КРТ не должно быть ограничений по минимальной площади – главное, чтобы было достигнуто развитие территории и она создавала в своих границах и вокруг лучшую среду обитания, гарантировала обеспеченность инфраструктурой и не генерировала конфликтов. Нет смысла требовать от застройщиков сдачи крупных соцобъектов до ввода первого МКД, чтобы те же школы долго не стояли пустыми. Компромисс – ввод соцобъекта при достижении объемов введенного жилья, обеспечивающего 60% его наполняемости. В рамках КРТ Новосибирская область готова софинансировать социальное строительство, но только через регионального оператора, созданного Правительством Новосибирской области. Стоит смягчить схему оплаты техусловий и присоединения к сетям: сейчас застройщику нужно сразу оплачивать присоединение по всему жилому комплексу, хотя по факту он будет вводиться в эксплуатацию этапами. Проекты КРТ долгие, с учетом этого нужно уменьшить ставки проектного финансирования.

Участник сессии Дмитрий Бажин из Ярославля выразил озабоченность, что банки сегодня не готовы финансировать проекты КРТ. Ему ответила Татьяна Полиди: в КРТ другие риски, другие подходы к андеррайтингу, тут необходим отдельный кредитный продукт. Но и решения о КРТ должны быть "упакованы" с юридической точки зрения – тогда и банки будут относиться к ним серьезнее.

Подводя итог сессии, Максим Федорченко отметил важность прошедшего обсуждения для формирования эффективных региональных практик взаимодействия инвесторов и публичной власти в рамках проектов КРТ. Учитывая, что РСС, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Институт экономики города постоянно работают над анализом законодательства, обсужденные на сессии предложения станут базой для совершенствования правовой базы КРТ.

 

Статья целиком на сайте "Ведомости" от 27 сентября

Фото НОСТРОЙ

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть