Проведение капремонта в многоквартирных домах – это не только солидная отрасль экономики, но и важный политический институт, от которого в немалой степени зависит, куда двинется страна
Споры о том, каким финансовым способом проводить в России капитальный ремонт, не стихают все последнее время. Причем, основные дискуссии ведутся вокруг одной из двух моделей – а именно спецсчетов. Практически все эксперты сходятся во мнении, что именно она должна стать приоритетной. Вот только пока все ровным счетом наоборот, так называемый "общий котел" почти целиком доминирует на рынке, и какого-то решающего сдвига в противоположную сторону пока не просматривается. Между тем он весьма необходим, причем, не только с экономической, но и политической целью. Пока миллионы жителей многоквартирных домов не возьмут инициативу в свои руки и не начнут делать то, что сегодня за них делает государство, вряд ли мы дождемся больших перемен и в экономике в целом.
Хотели одно, получили другое
Когда в 2014 году запускали новую модель капремонта, то сознательно отдали предпочтение системе региональных операторов. Это было сделано с целью как можно быстрее раскрутить реформу. Но уже тогда полагали в качестве целевой задачи переход на спецсчета. Считалось правильным, когда собственники жилья сами накапливают средства на ремонт своих домов.
Прошло 7 лет, сегодня на спецсчета перешли 13,4% МКД. Цифра более чем скромная. Почему получен именно такой результат? По мнению депутата, на это есть целый ряд причин: это пассивность жильцов, региональные операторы не желают терять дома, уходящие в самостоятельное плавание.
История будущего
Институт спецсчетов – это новый и даже революционный подход в сфере не только капремонта, но и всего ЖКХ. Согласно документам Правительства РФ, поставлена задача к 2024 году осуществить переход от региональных операторов на систему домов со спецсчетами. Задача поставлена верно, считает Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города". "Общий котел" – это наследие прежних времен, отражающее архаичные общественные отношения. А вот спецсчета – это "золотая рота" нашей индустрии капремонта. С 2015 года их количество возросло на 70%. Их число распределено по стране неравномерно, больше всего в Москве – 15%.
По словам Алексея Спивакова, руководителя аппарата Общественной палаты Москвы, спецсчета определяют уровень вовлеченности жителей в управление своими домами, их желание взять на себя ответственность за их содержание, и следует всячески содействовать развитию этого направлению. А как считает Светлана Разворотнева, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, Москва едва ли не единственный город в стране, где власти способствуют развитию этого института. В городе реально действует технология перевода МКД от регионального оператора к самостоятельному проведению капремонта.
Сегодня в столице перешли на спецсчета 3207 МКД. Большого роста пока нет; в 2015 году их было 2614. По словам Михаила Лачинова, заместителя руководителя Департамента капитального ремонта правительства Москвы, власти не ставят задачу по интенсивному наращиванию числа таких домов. Оно должно возрастать по мере их готовности. Проблема в менталитете жителей, большинство их них продолжают ждать, что государство отремонтирует их жилища. Хотя есть признаки, что в последнее время такой настрой начинает меняться. На спецсчета переходят МКД, где достигнута максимальная организованность их жителей. Но есть и обратный процесс, некоторые МКД со спецсчетами просят принять их в "общий котел".
Хотя в столице количество МКД на спецсчетах больше, чем в среднем по стране, говорить о том, что этот институт бурно развивается в Москве, преждевременно. Сильно мешает то, что нет равенства финансовых возможностей между деятельностью региональных операторов и домов на специальных счетах. У последних практически нет доступа к заемным средствам, а это сильно ограничивает проведение ремонтных работ. В Москве также не действует программа по стимулированию энергоэффективных капремонтов, хотя формально МКД могут претендовать на компенсацию в случае их проведения.
На спецсчетах в 2020 году было накоплено 154 млрд рублей. Величина суммы тут имеет особое значение. Если при "общем котле" деньги на капремонт берутся у других домов, то при спецсчете пока средства не накопятся в нужном объеме, капитальный ремонт начать не получится. Далеко не у всех они есть в достаточном количестве.
Поэтому применение спецсчетов – это более сложная модель, чем региональные операторы, подчеркивает Надежда Косарева. Жителям самостоятельно приходится принимать множество важных решений. Без наличия группы активных граждан в таких условиях качественный капремонт не сделать.
Опрос МКД, имевших спецсчета в 7 городах, выявил проблемы, с которыми сталкивается этот институт. На первом месте доступ к необходимой информации о том, как провести капремонт. На втором месте то, какие материалы и технологии оптимально применять. На третьем – возможность кредитования банками. Согласно статистике, в среднем на одном спецсчете находится всего 1,6 млн руб., что явно мало. Поэтому доступ к заемным средствам – критическое условие для развития всей этой системы.