Вы здесь

Среда для развития. Р. А. Попов о социально ответственном бизнесе

Дата публикации: 09.09.2023

Как власть, бизнес и общество взаимодействуют в сфере благоустройства

В 2023 году количество нижегородцев, проголосовавших за благоустройство общественных пространств по проекту "Формирование комфортной городской среды" (ФКГС), выросло на 78%, почти до 384 тыс. человек. В соответствии с их выбором в 2024 году в регионе приведут в порядок более 90 территорий. Но ФКГС — не единственный проект, в который вовлечены нижегородцы: в области действует программа инициативного бюджетирования "Вам решать!" и работает волонтерское движение "Том Сойер Фест". В благоустройство активно вовлекается и бизнес, который становится партнером властей в обновлении городских пространств.

Программа ФКГС реализуется в Нижегородской области с 2017 года. За это время в регионе были благоустроены 542 общественные территории и свыше 2 тыс. дворов. Общий объем финансирования превысил 9 млрд руб.

Решают сами

Выбирать объекты для благоустройства нижегородцы также могут по программе инициативного бюджетирования "Вам решать!". Она реализуется по инициативе губернатора Глеба Никитина с 2021 года. Проекты финансируются из бюджета региона (до 80% стоимости), города (не менее 25%) и инициативного платежа жителей. К концу 2022 года были реа­лизованы 678 проектов.

В этом году голосование проходило на сайте golosza.ru с 6 марта по 7 апреля. Финансирование программы увеличено почти вдвое, до 1,2 млрд руб.: запланирована реализация 559 из 963-х заявленных проектов. Выросла и вовлеченность нижегородцев: свой выбор сделали 770 тыс. жителей региона — вдвое больше, чем год назад.

Силами волонтеров

Реализация проектов ФКГС и "Вам решать!" позволяет не только благоустраивать общественные пространства, но и сохранять культурный код, вписывая в городскую среду что-то новое. Эти же цели преследуют волонтеры движения "Том Сойер Фест". В этом году около 30 активистов приводят в порядок исторический дом №17 на улице Короленко, восстанавливают кирпичную ограду в Студеном квартале и брандмауэрную стену в Саду кино.

Движению помогает и бизнес. Например, в июле в восстановительных работах поучаствовали корпоративные волонтеры компании "Волжское пароходство". Кроме того, организаторы фестиваля привлекают средства партнеров на покупку стройматериалов и инструментов и оплату работ специалистов на сложных участках.

Неравнодушный бизнес

Бизнес участвует в благоустройстве городов не только с помощью корпоративного волонтерства. Компании создают комфортную городскую среду в регионах присутствия, ориентируясь на запросы своих сотрудников. Такой проект есть, например, у Горьковского автозавода. Его сотрудники инициировали собственную программу благоустройства Автозаводского района "Новый социальный вектор". Так, в рамках программы завершилась реконструкция муниципального стадиона "Чайка", открылся обновленный Музей истории ГАЗа, продолжаются работы в Доме ветеранов, в ДК ГАЗ. Также началась подготовка к обновлению Парка культуры и отдыха — одного из крупнейших и старейших в городе, в 2025 году ему исполняется 90 лет. ГАЗ финансирует разработку концепции развития парка и проектно-сметной документации, органы власти будут изыскивать источники финансирования самой реновации. В целом работа ведется по 17 социальным направлениям, совместно с администрациями района, города и области.

Пока это единичные добровольные инициативы. "Социально ответственный бизнес чаще всего есть в моногородах, где благоустройство берут на себя градообразующие предприятия", — комментирует ситуацию в целом по стране эксперт Института экономики города Роман Попов. Формальных инструментов, которые вовлекали бы предпринимателей в благоустройство или делали компании ответственными за те или иные пространства, у властей по-прежнему нет, отмечает председатель правления нижегородского отделения Союза архитекторов России Зоя Рюрикова: "Возникают локальные инициативы на местах присутствия предприятий, заинтересованных в человеко-ориентированной среде. Пока такие истории можно по пальцам пересчитать".

Комментируя вовлеченность в проекты жителей, Зоя Рюрикова отмечает, что нижегородцы готовы лично участвовать в благоустройстве не только парков, скверов, но и дворов: люди отремонтировали свои квартиры, и теперь им хочется, чтобы и за их пределами было красиво и безопасно — об этом свидетельствовали результаты опроса, который урбанисты проводили еще до пандемии. "Общественное участие в плане благоустройства сейчас становится более заметным", — соглашается Роман Попов. Важно, по его словам, чтобы такая обратная связь действительно влияла на принятие решений. "Главное, чтобы были инициаторы, ведь желание — ресурс для развития", — резюмирует Зоя Рюрикова.

 

Статья целиком на сайте "Коммерсантъ" от 7 сентября

Фото Александр Манзюк/ "Коммерсантъ"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть