Более 40 городов в последние месяцы приостановили или существенно ограничили выдачу разрешений на строительство из-за требований прокуратуры
Об этом рассказал на XXIII Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в сфере строительства президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
Надзорные органы указывают, что для строящегося жилья не хватает социальных объектов. "Понятно, что объем строительства растет, что средства бюджетов ограничены для создания школ, детсадов. И конституционные права граждан на доступность объектов образования все равно остаются", - сказал он.
Сейчас, по словам Глушкова, в большей части регионов, где идет активное строительство жилья, ведется диалог на уровне исполнительной власти, надзорных органов и непосредственно бизнеса в поиске компромисса - какую часть социальной нагрузки может на себя объективно взять тот или иной муниципалитет. "Это невозможно, на мой взгляд, решить централизованно, - отметил президент НОСТРОЙ, - потому что экономика стройки очень сильно отличается даже не от субъекта к субъекту, а от муниципалитета к муниципалитету".
Саморегулируемые организации сейчас пытаются выработать так называемое "прокурорское меню", добавил Глушков - чтобы в каждом регионе бизнес, исполнительная власть и надзорный орган могли вырабатывать те правила формирования социальной инфраструктуры, чтобы не допускать перекосов и чтобы жилье, которое строится, было обеспечено социальными объектами.
Такая ситуация сложилась, в частности, в Омске: городская прокуратура объявила предостережение мэрии о недопустимости выдачи разрешений на строительство многоэтажек, не обеспеченных социальной инфраструктурой на момент предполагаемого ввода в эксплуатацию. По словам застройщиков, департамент архитектуры и градостроительства Омска уже приостановил выдачу разрешений на строительство жилья.
Надзорные органы справедливо указывают на необходимость строительства социальных объектов синхронно со строительством жилья, считает председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. Но это проблема не только застройщиков, но и местных, и региональных властей. "Вопрос разумного градпланирования предполагает ответственность именно власти. Мы передали достаточное количество полномочий вниз, чтобы была возможность планировать развитие своих территорий. Упростили работу с генпланом, дали инструмент единого документа градпланирования, в рамках поручений президента работаем над встраиванием в законодательное поле понятия "мастер-план"", - перечисляет он.
Если плана развития территории нет и строительство происходит без учёта инфраструктуры, то приостановка выдачи разрешений на строительство — это наиболее простой для местных властей, но вредный для развития инструмент, считает Пахомов. Не у всех регионов есть ресурсы для качественной работы по градпланированию, отмечает он, и здесь можно говорить о поддержке этой работы с федерального уровня.
Проблема обеспечения жилищного строительства социальной инфраструктурой во многих городах стоит довольно остро, и, в первую очередь, она имеет финансовую сторону, считает президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Несмотря на многие меры, в том числе поддержку с федерального уровня в рамках "Инфраструктурного меню", средств на создание социальной инфраструктуры зачастую не хватает ни у муниципального бюджета, ни у застройщиков. Кроме того, в законодательстве о градостроительной деятельности отсутствуют требования по увязке строительства жилых зданий с наличием чьих-либо обязательств по обеспечению для новоселов необходимых мест в детских садах, школах, поликлиниках в соответствии с нормативами, а также контроля за выполнением таких обязательств.
За рубежом, по данным Фонда, во многих городах для финансирования социальной инфраструктуры применяется инструмент "инфраструктурного платежа", который взимается с застройщиков в расчете на 1 кв. м строящегося жилья или иногда любых строящихся зданий.
Отдельные российские города (например, Москва, Санкт-Петербург, Пермь) пытаются решить эту проблему через заключение с застройщиками жилья на добровольных условиях различного вида инфраструктурных соглашений, предусматривающих обязательства застройщиков по созданию необходимой социальной инфраструктуры, рассказывает Косарева. В Перми предусмотрены также случаи, когда застройщик вместо создания объекта может заплатить городу денежные средства на его создание. В Санкт-Петербурге в Правилах землепользования и застройки установлено, что застройщику будет отказано в выдаче разрешения на строительство, если создание необходимых объектов социальной инфраструктуры не предусмотрено за счет бюджетных средств в соответствии с адресной инвестиционной программой города или же за счет частных средств. Подобный местный опыт сегодня активно обсуждается другими городами, но, в основном, звучат пожелания урегулирования этого вопроса на федеральном уровне, говорит Косарева.