В предпраздничную пятницу коллеги из ОНФ и Минстроя России провели в зуме экспертную встречу по вопросу "Энергоэффективность новостроек: проблемы и пути их решения"
От Минстроя участие принимал первый заместитель Министра Александр Ломакин. Он сфокусировался на том, что Минстрой уже "активно внедряет энергосберегающие технологии" - перечислил нормативку и существующие в природе технологии с их потенциальными эффектами и призвал их использовать.
Конечно, отбивали камушки в чужие огороды - и не надо на Европу смотреть, и не надо требовать, надо стимулировать, и выбросы СО2 от промки больше, и теплогенерация неэффективна, рано трогать жилье, и т.д.
Александр Фадеев, и.о. руководителя аппарата Комитета Госдумы по энергетике - зачем гильотинировали ППРФ 18, и что такое внесли вместо него - "вызывает неоднозначную реакцию". Минимальные требования 384-ФЗ - про безопасность, госполитика должна быть жестче. Нет связи между поведением собственника в части потребления и платежом. Формула расчета неадекватная, разводка вертикальная, учета не хватает. Учитывая жизненный цикл (более 30 лет), сейчас закладывает жилье до 2050. По регуляторике отстаем от ведущих стран на 20 лет. Учитывать энергозатраты не только на отопление, но и на охлаждение, пики сравнимы с зимними.
Андрей Ульянов, Фонд ЖКХ - госполитике нужна последовательность. Обязательно ужесточать требования по теплозащите. Низкая оприборенность. Средний срок окупаемости энергоэффективных капремонтов, которые софинансируются по программе Фонда - 2 года. Нужна новая постоянно действующая программа стимулирования.
Илья Миняев, Всемирный банк - 3 вопроса - уровень требований, источники финансирования, грамотная эксплуатация. Регулировать через гос.закупки. Зеленые облигации. Льготная ипотека. Надо считать эффекты по цепочке от поднятия требований к энергоэффективности - ВВП, импортозамещение, налоги и т.д.
Сергей Сиваев, НИУ ВШЭ - повышение энергоэффективности для существующего жилья и для новостроек - разные истории. Отопление остается навязанной услугой. Пока объем потребления тепла в МКД нельзя регулировать. Важны егуляторные меры (та же горизонтальная разводка). Учет (желательно поквартирный) плюс влияние на потребление, АИТП. Вывести застройщиков на общий рынок зеленых сертификтов для их межотраслевых перетоков.
Татьяна Лыкова, Институт экономики города - при определении класса энергоэффективности отклонение от нормативного показателя непонятно для потребителя. Надо, чтобы было понятен диапазон расходов на ЖКУ. Обязательно указывать в декларации сведения об энергоэффективности дома. Прямые договоры убили потенциальную мотивацию УК к энергоэффективности. Возможна модель управления МКД с элементами энергосервиса.
Что хочется добавить (из машины не стала брать слово):
Энергоэффективность - это не только международные обязательства и экономия денег, это комфорт и даже качество жизни. Машины мы предпочитаем менять не потому что они перестали ездить, это вопрос морального износа. С учётом жизненного цикла зданий надо как можно скорее менять подход к энергоэффективности новостроек.
Далеко не жители являются главным бенефициаром, а государство.
Всегда госполитика - это и кнут (регулирование и запреты, контроль), и пряник (льготы и стимулирование).
Класс энергоэффективности должен подтверждаться, а не просто декларироваться.
Дешевле и эффективнее проектировать и строить эффективное жилье, а не модернизировать потом, поэтому надо эти вопросы для новостроек решать быстрее, не надо добавлять ЭСКО работы.
Техника становится сложнее, эксплуатация сложнее, нужна квалификация, неизбежность прогресса.
Окупаемость - управляемая категория, вопрос воли государства и консенсуса.
Цель подобных мероприятий - договориться, что энергоэффективность новостроек надо, потом разрабатывать механизмы, они есть.