Вы здесь

Т. Д. Полиди о том, что действительно поможет строителям работать быстрее

Дата публикации: 05.12.2022

Превратить сложную услугу в удобный сервис

Ускорить и удешевить строительство не в ущерб качеству помогает не просто цифровизация, а выстраивание единого сквозного процесса согласований в рамках инвестиционно-строительного проекта. В этом случае застройщикам не приходится проходить ненужные процедуры и предоставлять большой объем документов.

По данным Минстроя, в 53 регионах России взаимодействие властей и застройщиков оптимизируется путем его цифровизации и перевода предоставления услуг в режим одного окна.

Основная задача вовлечения в цифровое общение – снижение административной нагрузки на бизнес, а главный результат – сокращение сроков рассмотрения документов по градостроительным проектам, поступающих от бизнеса, отмечает министр правительства Московской области по государственному строительному надзору Артур Гарибян. Так, за время работы регионального портала госуслуг Московской области (с мая 2022 г.), объединившего все процессуальные цифровые документы, которые нужны при строительстве зданий, этот срок удалось сократить в среднем на 73%, сообщил он "Ведомости&".

Городская экосистема

Административные барьеры в строительстве ликвидируются не просто за счет перевода процедур в цифровой вид, а за счет изменения формата взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного процесса, говорит исполнительный директор фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди. То есть это переход от системы предоставления услуг исходя из полномочий органов власти к системе взаимодействий с органами власти исходя из реальных потребностей застройщика, где предоставление услуг соответствует этапам жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта, объясняет руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. Поэтому Москве, как и другим городам, необходимо идти по пути создания единого цифрового процесса взаимодействия участников строительства, в ходе чего будут отмирать ненужные процедуры, существенно сокращаться время на согласование и снижаться издержки застройщиков, считает Полиди.

Лучшие практики

Международный опыт показывает, что наиболее успешно процессы цифровизации процедур в строительстве идут в тех странах, где строительная отрасль в целом характеризуется высокой технологичностью и цифровой зрелостью: участники строительства активно используют ТИМ на всех этапах инвестиционно-строительного цикла, на государственном уровне создаются полноценные цифровые двойники наземного и подземного пространства города, развиты информационно-аналитические ресурсы градостроительной деятельности, рассказывает Полиди. В пример она приводит Сингапур, Сербию и Нидерланды.

Так, у правительства Сингапура есть портал Corenet, через который застройщики могут подавать онлайн-заявки на получение услуг по проведению экспертиз, согласованию и оформлению документов, причем не только у государственных структур, но и у частных компаний. Также участники рынка могут искать на портале поставщиков товаров.

Помимо этого на Corenet собраны необходимые для застройщиков методические документы. Например, строительные кодексы и правила, издаваемые различными контролирующими органами, а также требования к подаче проектных материалов, подходы к внедрению ТИМ-проектирования и т. д. Кроме того, на портале доступен ежегодно обновляемый каталог компаний, предоставляющих услуги и продукты в строительном секторе.

Целью Corenet является реорганизация бизнес-процессов строительной отрасли для достижения сокращения сроков выполнения работ и улучшения производительности, говорится на сайте системы. Зарегистрироваться на портале могут как граждане Сингапура, так и жители других государств. Сделать это можно по номеру внутреннего удостоверения личности гражданина Сингапура или по паспортным данным.

Правительство России в апреле этого года приступило к реализации концепции поэтапного перехода к предоставлению гражданам большинства государственных и муниципальных услуг в онлайн-формате в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Для этого все услуги – от подачи документов до предоставления результата – будут переведены в электронный вид. Из распоряжения правительства следует, что большинство госуслуг будет переведено в электронный формат уже в конце 2023 г. При этом граждане по-прежнему смогут обращаться в госведомства и лично, например через многофункциональные центры. Сейчас в электронном формате оказывается 182 из 204 массовых социально значимых услуг, говорится в пресс-релизе правительства, опубликованном 31 октября.

 

Статья целиком на сайте "Ведомости" от 5 декабря

Фото "Ведомости"/ Getty Images

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть