Вы здесь

Татьяна Полиди: экономически развитые агломерации РФ менее устойчивы к кризису на фоне пандемии

Дата публикации: 09.04.2020

Российские агломерации с наиболее развитой современной городской экономикой оказываются менее устойчивыми в период кризиса, вызванного пандемией, чем агломерации с ресурсной или промышленной экономикой. Об этом сообщила ТАСС исполнительный директор Фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди

"Нам было интересно посмотреть по структуре экономики, какие агломерации более устойчивы и менее устойчивы, если мы примем, что ограничения [по работе бизнеса и производств из-за распространения коронавируса] примерно везде вводятся одинаковые. Получился вывод, что самые развитые агломерации менее устойчивы [к кризису, вызванному пандемией]", - сказала Полиди.

В исследовании фонда "Институт экономики города" к наиболее экономически развитым агломерациям относятся Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Нижегородская, Новосибирская, Краснодарская, Казанская, Ростовская, Уфимская и Воронежская. Это те территории, которые развивают экономику по инновационной модели с высокой долей различных услуг, не составляющих базовую корзину потребителя.

С другой стороны, более устойчивыми в нынешних условиях оказываются менее развитые в терминах современного городского развития агломерации с ресурсной экономикой (территории, где активно идет добыча полезных ископаемых) и промышленной экономикой (территории, где велика доля невысокотехнологичной обрабатывающей промышленности). К первым можно отнести Сургутскую, Южно-Сахалинскую, Владивостокскую, Новокузнецкую, Мурманскую агломерации. А к промышленным, в частности, - Самарско-Тольяттинскую, Челябинскую, Омскую, Волгоградскую, Набережно-Челнинскую, Иркутскую, Тульско-Новомосковскую, Ярославско-Рыбинскую, Ижевскую агломерации. В исследовании отмечается, что агломерации с ресурсной и промышленной экономикой в основном обладают относительно низким развитием секторов рыночных услуг, кроме базовых потребительских услуг, но высокой долей секторов государственного управления, транспорта и энергетики.

Полиди объяснила, что при анализе устойчивости агломераций использовался такой показатель как валовой городской продукт. Оказалось, что в развитых агломерациях только 44% валового городского продукта (ВГП) составляют секторы экономики, которые в сложившейся ситуации могут продолжать работать, такие как торговля товарами первой необходимости, аптеки, банки, здравоохранение, госупраление, ЖКХ и так далее, а 56% ВГП - секторы экономики, где работа на время периода самоизоляции останавливается. Например, в Московскую агломерацию привозят товары из других регионов, поэтому она почти ничего не производит. Кроме того, здесь очень низкая доля обрабатывающей промышленности.

Однако в агломерациях с другими типами экономики ситуация совершенно другая. Так, 67% ВГП ресурсных агломераций составили секторы, продолжающие работать в условиях пандемии, 33% ВГП - секторы, остановившие работу. В промышленных агломерациях это соотношение - 56% на 44%.

Экономические потери

По словам Полиди, важно также понимать экономические потери для отдельных агломераций в России от ситуации с пандемией коронавируса. Они зависят не только от продолжительности самоизоляции россиян, но и от определения секторов экономики, продолжающих работать, и масштабов их деятельности. Например, по подсчетам фонда, в Московской агломерации при общем размере валового городского продукта в 20,4 трлн рублей, примерные потери ВГП от одного дня простоя составляют 31,3 млрд рублей, или 0,15% от общего размера ВГП. В Санкт-Петербургской агломерации при общем размере ВГП в 4,4 трлн рублей, один день простоя стоит 6,7 млрд рублей ВГП.

"В Московской агломерации 10 дней простоя приводят к потерям ВГП в 310 млрд рублей, что сопоставимо с плановыми годовыми расходами бюджета Москвы на здравоохранение в 2020 году (около 306 млрд рублей). Но это просто сравнение. Когда мы говорим про потерю ВГП, то подразумеваем экономику в целом. Чтобы дальше понять, сколько от этого теряет бюджет, нужно провести дополнительный расчет, потому что в общей доле ВВП или ВГП всегда сидит доля, составляющая доходы работников (примерно 40%), доходы государственного сектора (примерно 10%) и доходы бизнеса, а также смешанные доходы, в том числе от собственности (примерно 50%)", - обращает внимание Полиди.

По ее словам, важно делать примерные и локальные подсчеты не только по агломерациям, но и по конкретным регионам России, так как в каждом из них складывается разная ситуация с распространением коронавируса. При этом потери в агломерациях могут быть не только из-за простоя экономики, но и из-за задержек региональных властей в принятии решений по дальнейшему функционированию бизнеса и предприятий.

Ситуация с ВВП

В исследовании фонда "Институт экономики города" представлен и более широкий анализ, охватывающий территорию всей страны. Так, Полиди рассказала, как простой производства и бизнеса в целом сказывается на ВВП России. В расчетах было учтено, что 45% ВВП включают секторы экономики, которые продолжили работать, а 55% - сектора, где деятельность приостанавливается. Годовой ВВП составляет 109 трлн рублей, среднедневной - 300 млрд рублей.

В итоге получилось, что стоимость простоя 55% экономики в день составляет 165 млрд рублей или 0,15% ВВП, а, например, 30 дней - примерно 4,5% ВВП. Для сравнения Полиди отметила, что в экономический кризис 2009 года снижение ВВП достигало 7,8%. При этом в исследовании фонда добавляется, что влияние на ВВП оказывает не только текущая приостановка производств и работы бизнеса, но и эффект сокращения спроса в экономике из-за снижения доходов и роста безработицы, который может возникнуть в будущем.

ТАСС от 8 апреля 

 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть